Александр А. ВИСЛОВ
"Ведомости",
№ 243 (1770), 25 декабря 2006 г.
оригинал лежит здесь
Лучший
в российской неакадемической музыке дуэт — Леонид Фёдоров (гитара,
голос) и Владимир
Волков (контрабас, а также ряд иных инструментов) — представил
в ЦДХ новый альбом “Красота”, сыграв эталонный,
сногсшибательный концерт. Можно сказать, что это уже обретает черты
самой настоящей доброй традиции.
В самом конце 2005-го таким образом был отмечен выпуск
альбома “Безондерс” — дерзновенного мемориально-лирического
выплеска на стихи обэриута Александра Введенского, а на сей раз в
амфитеатре концертного зала Дома художника праздновали “Красоту”.
Компактный во всех смыслах — всего-то полчаса чистого звучания — диск
под несколько вызывающим названием стал концептуальной ступенькой
в истории дуэта. В музыкальном плане Фёдоров и Волков пришли к окончательному
отказу от какого бы то ни было сладкозвучия и малейших намеков на
потенциальную шлягерность. С точки зрения текстов, написанных преимущественно
Артуром Молевым и Андреем Смуровым, налицо также вполне логичное движение
вглубь — от поэтики ОБЭРИУ к радикалистским словотворческим опытам
в традициях их прямых предшественников, футуристов, правомерно включающим
в себя и такой вовсе уж редкостный в современной музыкальной практике
содержательный элемент, как яростное общественно-политическое звучание.
Большая часть из составляющих “Красоту” композиций, адресно посвященных
ряду крупных государственных деятелей прошлого и настоящего, в ходе
презентации не прозвучала. Как было сказано со сцены — в связи с событиями,
произошедшими в мире за время записи и выпуска релиза. Действительно,
исполнение, скажем, произведения “Шарон”, с его туманным, но как минимум
амбивалентным словарным зарядом, трудно было бы сейчас назвать небесспорным.
Не говоря уже о двухчастной вещи под заглавием “Пин Пут”, соединяющей
в себе “посвящение” лишь немного не дожившему до описываемого концерта
бывшему чилийскому диктатору и довольно бесшабашные в данном контексте
лингвистические эксперименты на тему “Путь IN”. Ну а те из новых,
условно говоря, песен, что были впервые предъявлены аудитории в этот
день, запомнились не только воинствующей деструкцией мелодического
ряда и агрессивной затемненностью мысли, но и широтой культурологических
ассоциаций.
Открывший вечер минималистский опус “Мао” был с избытком наполнен,
с одной стороны, звуковыми характеристиками великого китайского народа,
а с другой — отзвуками левацкой битловско-ситарной гармонии (привет
1968-му!). А “жестокий романс” “Фиделька” явственно апеллировал и
к сакраментальному “Гори, гори, моя звезда”, и шире — ко всей отечественной
салонной офицерской эстетике, впрочем изрядно травестированной.
Последнее произведение запомнилось и благодаря на диво эффектной подаче:
склоненная над клавишами рояля грива волос характерно “кокаинеточного”
типажа Волкова и манерная, изломанная пластика грассирующего, что
твой Вертинский, фронтмена Фёдорова. Визуальное решение концерта следует
вообще отнести к числу полноправных причин его триумфа.
Долгое и вгоняющее практически в медитативный транс видео “из жизни
медуз”… Крахмально белоснежные рубахи двоих “братьев-разбойников”,
сумевших соединить рок и фри-джаз, а потом забрести в горние, мало
кому доступные выси вдохновенной семпладелической импровизации (термины,
описывающие эту музыку, иногда звучат не менее диковинно, чем она
сама). Словно бы нарочно — а на самом деле, конечно, просто не выдерживающие
колоссального энергетического напора — рвущиеся струны…
И финальный аккорд концерта, заставивший большую часть зала замереть
на полувздохе, а многих зрительниц — не стесняться слез. Просто одна
из композиций “Безондерса” — “Сын”, — насквозь пропитанная предощущением
грядущего вечного расставания, была исполнена под дополнительный аккомпанемент
нескольких жалостливо пищащих на разные лады, сучащих лапами и мигающих
электрическими глазами мизерабельных зверюшек — из разряда тех, что
продают в метропереходах. И вроде бы абсолютно бесхитростный ход обернулся
натуральным катарсисом, стал, честное слово, самым пронзительным из
пережитых в уходящем году сценических метафор. Включая и преподнесенные
другими родами искусства.