Максим СЕМЕЛЯК
"Афиша",
№ 23 (190), 7 декабря 2006 г.
оригинал лежит здесь
Нью-йоркский
альбом "Аукцыона" ("Аукцыон"
плюс Владимир
Волков плюс Марк
Рибо, Джон
Медески и Нед
Ротенберг) записан и потихоньку сводится. Я слышал одну готовую
песню, называется "Ждать". Эта вещь по своей доступной всем
радости равна какой-нибудь "Все вертится", но сыграна она
легче и четче, без суматошной эйфории, которую всю середину девяностых
источал альбом "Птица", и надо сказать,
что... стоп-стоп, речь сейчас не об этом.
Параллельно с работой над американской пластинкой Фёдоров закончил
свою чудесную трилогию, затеянную им совместно с тем же Волковым.
"Красота" - это продолжение пластинок
"Таял" и "Безондерс",
она им родня по умыслу, по духу, по беспечной щедрости звуковой палитры,
в общем, по всему. Из всей трилогии у новой работы самое простое название,
самый короткий хронометраж (альбом на полчаса), самая сдержанная семпладелика
и самое странное естество. Разумеется, "Таял" и "Безондерс"
тоже были не сахар в плане открытости, но даже на их сумеречном фоне
"Красота" выделяется темной ни на кого специально не рассчитанной
ершистостью звука и слова - это совсем какая-то подзамочная запись.
Диск практически целиком сделан из текстов Андрея
Смурова и Артура
Молева - это те самые люди, что написали слова песни "Бин
Ладен". На "Красоте" все примерно в духе "Бин
Ладена" Самое простое название, самое странное естество и остается
- абсурдная лексическая вязь в адрес шеренги политических деятелей:
Буш, Путин, Пол Пот, Фидель, Мао и др. Каламбуры, палиндромы, шарады,
ребусы - в словесном плане "Красота" являет собой уже даже
не дань формализму, а какую-то дикую барщину. Форма тиранит содержание
самым бессовестным образом: "труден Путин", "мохнат
магнат", "Саддам-содом", "Хамас" - МОССАД
- маркиз де Сад" etc. Это не заумь, но вполне сознательная дурь
- собственно, сам Фёдоров называет все это не иначе как антипоэзией
(в противовес недавнему "Безондерсу").
"Красота" хорошо вписывается в федоровскую музыкальную историю.
Если бы меня попросили как-то парой слов описать уникальный федоровский
стиль, я бы, наверное, произнес "сермяжная неправда". У
Фёдорова ведь как - у него обычно самая махровая чистота и искренность
на материале самой лукавой выдумки, не так ли? В "Красоте"
только это и есть.
Музыка тут самая разная, самая интересная - ну и легко можно догадаться
какая: от фри-фолковых закидонов до гимнов, от техно до барокко. Резкая,
странная, фантазийная история, с которой сложно переключиться. Пожалуй,
мой любимый кусок "Красоты" - это когда Фёдоров в вещи "Мао"
перегоняет на гитаре китайскую нотную грамоту в шестидесятнический
блюз.
Собственно песня в привычном понимании на диске только одна - "Зла
нет" на текст Озерского. Мелодия типична
для позднего Фёдорова, но в аранжировке возникает что-то непривычно
жесткое, тревожное, чужое, с замотанной атональной скрипкой, с колючей
гитарой. Гитара, с одной стороны, вроде бы такая же, как была десять
с лишним лет назад в песне про "сам себе и небо и луна",
с другой - в ее звуке появилась некая равнодушная злость. Это уже
не "таял", это скорее "леденел".
Леонид Фёдоров, Владимир Волков "Красота"
("Улитка")
Презентация альбома Леонида Фёдорова и Владимира
Волкова «Красота»
состоится 22 декабря 2006 года в Москве,
в концертном зале Центрального
дома художников на Крымском валу