Борис БАРАБАНОВ
"КоммерсантЪ",
№ 241/П (3572), 25 декабря 2006 г.
оригинал лежит здесь
Ровно
год спустя после презентации пластинки на стихи Александра Введенского
"Безондерс" свой новый совместный альбом
"Красота" на сцене концертного зала ЦДХ представили лидер группы "Аукцыон"
Леонид Фёдоров и контрабасист Владимир
Волков. Комментирует БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ.
В прошлый раз музыканты были буквально увешаны разного
рода гэджетами – фонариками, видеокамерами, стробоскопами. К тому
же немалую часть звуков издавал лэптоп. В итоге компьютер сдох от
напряжения, и половину концерта господам Волкову и Фёдорову пришлось
играть "в акустике". Для представления публике "Красоты"
был выбран более "классический" набор – контрабас, гитара, редко использовавшийся
рояль и лежавший на нем струнный инструмент, к которому, впрочем,
музыканты так ни разу и не прикоснулись.
22 декабря Леонид Фёдоров был непривычно мобилен. Обычно он музицирует,
сидя на стуле, его кинетика – это беспрестанные попытки оторваться
от своего места, но дальше смешных прыжков и полуприседа дело не идет.
На этот раз он исполнил несколько номеров без гитары, стоя у рояля,
за которым сидел Владимир Волков. Ради таких "официальных" случаев
господин Фёдоров даже накидывал пиджак в продольную полоску и выглядел
этаким гротескным крунером. В эти "эстрадные" моменты он вдруг напомнил,
что способен быть на сцене гораздо более тонким "шоуменом", чем штатный
комик "Аукцыона" Олег Гаркуша. Вообще, нынешний перформанс Леонида
Фёдорова имел что-то неуловимо общее с игрой Петра Мамонова. "Аукцыон"
и мамоновские "Звуки Му" считаются главными на нашей сцене рок-н-ролльными
интерпретаторами "корневого российского бреда". И господин Фёдоров,
и господин Мамонов от собственно рок-н-ролла ушли уже очень далеко.
В качестве текстов для "Красоты" были выбраны стихи амстердамского
поэта Андрея Смурова и петербургского художника Артура Молева. Их
метод – игра с медийными образами и вивисекторские эксперименты с
русской рифмой. Им принадлежал текст самой эпатажной композиции прошлогоднего
альбома Леонида Фёдорова и Владимира Волкова "Таял"
– "Бен Ладен". Теперь из их стихов составился целый альбом.
Он длится всего полчаса с лишним, но из серии "Таял"–"Безондерс"–"Красота"
последний диск требует наиболее точной душевной настройки на хаос.
Весь понятийный мусор, которым заполнено видимое и слышимое пространство,
господа Смуров и Молев словно порвали на еще более мелкие клочки.
Фигурирующие в альбоме слова "Мао", "Шарон", "Буш" – часто лишь повод
для языковых игр, как и "Полпот А", и "Пин Пут", и "Фиделька". Каким-то
седьмым чувством Леонид Фёдоров просек в этой мелкой нарезке общий
тон и смог собрать из полуслов и гиперссылок свою собственную "Гернику",
да еще и с блеском продемонстрировал ее публике, чему, конечно, способствовала
виртуозная поддержка контрабасиста Волкова.
Финалом концерта в ЦДХ стал "Сын", самый щемящий номер с альбома "Безондерс".
Когда зал был, кажется, уже готов зарыдать хором, Владимир Волков
стал доставать из целлофанового пакета маленьких механических щенят
и котят на батарейках. Игрушечные звери ползали по сцене вокруг рвущего
душу солиста, сверкали электрическими глазами и смешно пищали. Это
был очень характерный для дуэта трюк – создать мизансцену, которую
каждый может считывать по-своему. Кто-то окончательно впал в сентиментальность.
Другие обнаружили, что игрушечные звуки вписываются в ритм и тональность
песни. В шествии мини-зверят можно было искать скрытые смыслы или
опознавать самоиронию авторов. Точной расшифровки финала не дали бы
и сами музыканты, но в нем точно была гармония, и дальше говорить
было уже нечего. Поэтому и биса господин Фёдоров играть не стал, а
просто поздравил всех с Новым годом, сказав в микрофон строчку из
новой песни "Дед Мороз": "Ни в бровь ни в глаз. St. Nikolaas!"