РЕЦЕНЗИЯ НА КОНЦЕРТ Л. ФЁДОРОВА, ВОЛКОВТРИО И С. СТАРОСТИНА В КЛУБЕ "ДОМ", МОСКВА, 11 ДЕКАБРЯ 1999 ГОДА
Первоначально эта рецензия вышла в 46-м номере еженедельного электронного журнала "Полный джаз", прочитать который можно здесь. Перепечатано с разрешения автора.
Пушкин погиб 37-и лет, едва успев напечатать "Пиковую даму" и "Капитанскую дочку". Если бы он остался жить, о его поэзии, я уверен, вспоминали бы как о "порывах молодости" великого писателя. Лев Толстой, для сравнения, в 37 лет только выпустил первую часть "Войны и мира"...
Именно такие литературные ассоциации вызвал у меня концерт "Фёдоров + Старостин + Волковтрио" 11 декабря в "Доме".
Стало окончательно ясно: Фёдоров вырос из "Аукцыона", как вырастаем мы из драных джинсов прошлого лета. Песни, которые Леня уже больше двух лет везде поет под гитару, приобрели законченный, фирменный вид. Особенно разительная перемена произошла с песней "Голованога". Если "всухую", под гитару, она звучала как истеричный частушечный панк, то в аранжировке, с консерваторским кларнетом и фольклорными рожками Сергея Старостина, она замедлилась, стала изысканнее и богаче, но от этого - только еще жутче.
Но и эти песни, что называется, подвинулись, когда первым голосом запел Старостин - "спаси нас от медведя лукавого" и тому подобное.
В отличие от Сергея, который занимается корневым фольклором уже лет десять, для Фёдорова подобные вещи очевидно в новинку, и он ушел в это дело с жаром неофита. Во всяком случае, на сцене он сидел с именно таким, абсолютно отрешенным видом. Зрелище было, доложу я вам: рок-звезда, кларнетист-классик и джазмен-авангардист сидят рядышком и самозабвенно играют-голосят народные причитания и заговоры.
На бис Фёдорову все-таки пришлось выйти одному (подклеенный скотчем волковский контрабас окончательно развалился) и исполнить "Заведующего всем". Это, хотя и вызвало дружные визги девичьей части битком набитого зала, как-то не покатило - в первую очередь самому Лене: едва закончив песню, он буквально бросил гитару и так стремительно умчался за сцену, словно его тошнило.
Искренне хочется надеяться, что со здоровьем у Леонида все обстоит благополучно. Просто единственному у нас живому рок-музыканту (законсервировавшиеся в своих группах, как в банках, Гребенщиков и Шевчук, не говоря уж о прочих - не в счет) пришла пора окончательно убедиться: настало время для чего-то другого.
Чего именно - не берусь предсказать (Как по описанию салона Анны Шерер предсказать Ваську Денисова и Платона Каратаева?), но жду с нетерпением и надеждой. Не сомневаюсь, что свои символические тридцать семь Леонид Фёдоров переживет успешно.Михаил Визель, "Русский журнал"