Дмитрий ПОЛЯКОВ,
www.dmitry-polyakov.de,
18 мая 2004 г.
оригинал лежит здесь
Последние двадцать лет
принято делить литературу, на литературу «для избранных» и на
литературу для широкого круга читателей, хотя, на мой взгляд,
было бы правильнее делить на настоящую литературу и развлекательную
литературу, приспосабливающуюся к всё время меняющимся вкусам
читателей. Литература, как вид искусства, потеряла свою актуальность,
встав особняком от других видов искусств и превратившись в некое
хобби для интеллектуалов. В наш век, под властью масс-медиа, ей
трудно соперничать с кино, телевидением, музыкой, поэтому литература
остаётся в какой-то мере невостребованной.
Иногда литературу приглашают в кино, но, как правило, все экранизации
заканчиваются неудачей. Союз с музыкой ещё сложнее, потому как
редко кому из музыкантов удаётся написать удачную музыку на стихи,
которые сами, по сути своей, уже музыка.
Лидер петербургской группы «АукцЫон» Леонид Фёдоров уже имел опыт
удачной работы с литературой, записав в 1995 году с Алексеем Хвостенко
прекрасный диск на тексты Велимира Хлебникова. Теперь он решился
самостоятельно выпустить диски с текстами Анри Волохонского и
его же переложениями из Джойсовских «Поминок по Финнегану». Это
был большой риск, потому что на этих дисках Федоров не поёт, предоставив,
и не напрасно, право голоса Анри Волохонскому.
Диск первый называется «Горы и Реки» (Волохонский
– чтение; Фёдоров, Озерский, Волошин – музыка). Его можно назвать
"экспериментально-хулиганским": автор не спеша читает, напевает
свои произведения, сама Гармония сидит на лавочке и слушает, а вокруг трещит, скрипит,
бушует музыкальный звуковой ряд, созданный Фёдоровым и компанией.
Ощущения самые разнообразные, от радости до желания поскорее почистить
массу льющихся звуков и причесать на пробор. Одним словом, интересно
и необычно.
Второй диск «Джойс» ( Волохонский – чтение;
Фёдоров, Волков – музыка ), вызывает совсем иные чувства. Мир
словотворчества, созданный Волохонским, увлекает как река, в которую
входишь в поиске первозданного Слова, а музыка лишь подчёркивает
важность происходящего, она поёт вместе с гласными, контробас
Волкова вдумывается вместе с согласными. Авторской интонации Волохонского
доверяешь, позволяя ей вести себя через словесную чащу. Диск можно
сравнить со сном, когда хочется смотреть его дальше и не просыпаться.
По-моему, проект удался, за что огромная благодарность Леониду
Фёдорову, воплотившему в жизнь столь рискованное начинание.