Павел БАБУШКИН,
журнал "Екатеринбург", март 2005 г.
Прошлый век начал заканчиваться
с середины. Не то, чтобы люди как-то активно ждали миллениума вместе
с апокалипсисом, просто так вышло. И мировую свободу отстояли, и
бомбу ядерную придумали, и в космос - слетали. Покорители Луны придумали
Элвиса Пресли и убили Джона Леннона. Патриархальный Китай построил
развитой социализм. В Советском Союзе появился "АукцЫон". И все
это события одного порядка, и если что-то нужно обязательно исключить,
то стоит подумать, так ли он важен - социализм?
В столице Урала Леонид Федоров появился благодаря
киноклубу "Посторонним В". Его сольный концерт состоялся одним ветреным
зимним вечером в небольшом и уютном зале Театра Кукол, куда пришли
почитатели Федоровских талантов и просто нормальные люди. Послушать
и посмотреть. Ведь это только "Фабрики звезд" может быть много,
а сольный концерт одного из праотцов отечественного андеграундного
творчества - событие до печального редкое. Еще реже представляется
возможность с таким вот праотцом поговорить запросто, сидя на ступеньках
одного из многочисленных театральных переходов.
- Это ваше сольное выступление - каприз художника или каприз
художника в стадии проекта?
- На самом деле - совсем не одно, и почти не другое. То есть
ведь как обстоят дела? АукцЫон - состоявшееся событие. Есть некие
правила, по которым мы делаем наши песни, стихи, музыку и все прочее.
Они достаточно широкие, потому что каждый не делает одного и того
же дважды, но тем не менее... Это еще называется стиль, не так ли?
Так вот эти рамки порой становятся для меня несколько тесны, и мне
хочется чего-то еще, что по моим представлениям не впишешь в АукцЫон,
да и не хочется вообще никуда вписывать. А потом - показываю, вот
и все. Но я же не уникален в этом. У всех есть что-то, кроме АукцЫона,
все заняты чем-то еще. Проектами...
- Ваши песни зачастую живут уже практически отдельной от вас
жизнью, это не мешает? Как относитесь к этому?
- С одной стороны, почему бы нет. Однако, есть такие песни,
которые от меня допустим ждут, а я не могу уже их петь. Они мне
надоели до зеленых чертей! Я уже ничего не хочу ими сказать, а иногда
- и не помню, что хотел в самом начале, когда писал. Популярность
такого рода почти всегда плохо. С другой стороны - наоборот. Помогает.
Ведь, если ты играешь одно и то же в течение десятка лет, поневоле
начинаешь задумываться над тем, что раз уж тебе все равно придется
играть вещь, то как сделать это так, чтобы она не надоедала, чтобы
она все время тебе нравилась. Развивает профессиональную фантазию.
И те же новые проекты. Как другие жизни.
- И хватает? Силы, энергии, времени?
- Что значит - хватает? Времени всегда столько, сколько нужно. Я
ведь не сижу и не придумываю, какие-то там нотные ряды или песни
"на случай" или там - "по поводу". Слова выскакивают как бы сами
собой. Музыка тоже. Иногда случается так. что я увлекаюсь процессом
творчества настолько, что он начинает, несмотря ни на какие мои
попытки его контролировать, довлеть, но никогда не вызывает затруднений
и потуг. Если мне не станет чего-то доставать - времени или сил
- я и не буду этого делать.
- А вас никогда не мучил модный нынче философский вопрос - зачем?
- Нет. Потому что хочу. Вот хочу петь - выхожу и пою. Не хочу не
выхожу. Иногда бывает так. что я не могу не выйти, потому что ведь
это все-таки мой хлеб и моя работа, но по большей части - просто
хочу и все. Я не живу как большинство каких-нибудь западных товарищей
своими тиражами. Ни своими, ни АукцЫона. И для удовольствия мог
бы петь на кухне у себя, конечно, но мне не хочется работать на
заводе. Не для того я в свое время ушел отовсюду с одной только
гитарой и без четкой уверенности в том. что меня не посадят в тюрьму.
За тунеядство к примеру. А философию я вообще не люблю, если честно.
Философия, это же... слова. Здоровое количество слов, посвященных
какой-то проблеме, предназначенных как бы для освещения ее со всех
сторон, но на самом деле -просто много слов. Может быть. им даже
можно верить, но я бы не стал. По-моему, правильнее доверять подсознательному,
не поддающемуся рациональному объяснению.
- Частые обвинения в отсутствии связи с реальным миром - опровергаете?
- Ну, я не знаю. Я же живу не где-то в отстраненном мире, а
в нормальной ненормальной квартире. Хожу в булочную. Да. я лет пятнадцать
не ходил ни на какие выборы, и считаю что лучший президент -Гаркуша.
но... с реальным миром я связан. И еще как.
- Когда именуют ортодоксом русского рока, легендой, культом,
как реагируете?
- Ну. я не спорю (смеется)... Но и не понимаю, если честно.
Слышал несколько раз - "вы обогнали время"... "положили начало"...
"стали прародителями"... Мы ничего не обгоняли, ничего никуда не
клали и не рожали. Мы просто играем музыку. Русского рока? Хотите
открою тайну? Русского рока нет! Нет и все. Равно как и понятия
такого вообще - русская культура. Мы так привыкли к своей исключительности,
мы лучшие, мы уникальные, мы самобытные, а весь остальной мир -
попса и подделка. А на самом деле - нет. Если вообще не наоборот.
Пока ты живешь в России, так и кажется, но стоит выехать за пределы,
и ты понимаешь, что ну нет никакой такой продвинутой русской культуры.
Среди наших писателей, поэтов, музыкантов, не было ни одного такого,
который бы пришел в мир. и сказал, что все не так, как кажется.
Большинство сосредотачивается на каких-то описательных мелочах и
копаниях в себе и во всем, до чего дотягивается их художественное
зрение. А на Западе были Кафка и Джойс. Я не ругаю Россию и не восстаю
против нее в пользу Европы или там Америки какой, но только не Пушкин,
не Толстой и не Стравинский, пришли, взяли в руки человеческое сознание
и повернули его под тем углом, под которым сами смотрят, а именно
слепой Джойс убогий и какой-то смешной клерк Кафка. И не местечково
- за или внутри железного, каменного и какого еще угодно занавеса,
- а глобально. Во всем мире и сразу. Читая наших писателей, если
о книгах, и слушая наших музыкантов, можно всю жизнь просидеть у
радиаторной батареи под окном и так и не узнать, что она не есть
мир. или сколь-нибудь значимая его часть, что ее просто - нет.