George ГУНИЦКИЙ,
Rockmusic.ru,
20 марта 2004 г.
оригинал лежит здесь
Про этот альбом и про
Анри Волохонского, без которого альбом этот никогда бы не появился,
можно рассказывать долго. И, наверное, даже нужно. Правда, тогда
обзор альбома может приобрести совершенно невероятный объем.
Чудовищный даже. Что для обзора как бы и не слишком хорошо.
Но в данном раскладе явно можно смело пренебречь привычными
нормами, формами и традициями, поскольку я давно уже не встречал
столько необычной пластинки. И, думаю, не только я. Не было,
точно не было еще столь удивительного альбома. Я не ставлю себе
цель соорудить обзорно-текстовую гору чудовищных размеров, просто
для того, чтобы относительно внятно рассказать про "Горы и Реки",
нужно сначала немного отстраниться от сугубо музыкальной конкретики.
От привычных понятий и представлений.
Это просто необходимо.
Итак, Анри Волохонский. Филолог, литератор, переводчик, философ.
Давно уехал из России. Живет в Германии. Где и познакомился
в 1992 году с "Аукцыоном", с Леней Федоровым. Еще многоуважаемый
Анри известен как соавтор Алексея Хвостенко, но если Хвост скоро,
в апреле, вроде бы все-таки приедет в Россию, то у Волохонского
таких намерений, похоже, нет.
Альбом "Горы и Реки" - это, пожалуй, такая тридцатитрехминутная
книга. Или аудио-книга. Тридцатитрехминутная поэма, разбитая
на семь глав. Анри Волохонский здесь не поет, а читает собственные
тексты. Я, к сожалению, лично с Анри не знаком, однако знаю,
что он не считает себя автором и исполнителем песен. Но иногда
что-то в песенном духе как бы и сочиняет. В "Горах и Реках"
он, повторяю, только читает. А музыкальную линию альбома провели
Федоров и Озерский. И еще Волошин - он известен как кинематографист,
в чем выразилось его участие в записи диска - не знаю, только
не верить надписи на картонной обложке у меня нет никаких оснований.
То, что играют Федоров и Озерский, можно обозначить как эдакий
ненавязчивый психоделический аккомпанемент, который редко, минимально
прорывается на уровень сольных проигрышей. Они здесь, пожалуй,
и не очень нужны, эти проигрыши, как бы и без них совсем нескучно.
Господин Волохонский в самом деле читает, хотя в треке "В замке
Тю" он все же немножечко напевает. Тексты, которые он произносит
и декламирует, необычайно интересны, загадочны, логичны - и
абсолютно при этом невозможно врубиться, что же такое он рассказывает,
о чем он рассказывает, кому и для чего; можно провести аналогию
с какими-то сказочными историями, в которых перемешаны всевозможные
осколки и детали окружающего нас бытия.
Виртуознейшее владение словом.
Словом, отенком слова, смыслом слова, оттенками смысла слов.
Суперсюрреализм.
Квазисуперсюрреализм.
Квазисуперсюрреализм в квадрате.
Непостижимое, странное, прекрасное, чудесное нечто, ни на что
не похожее и не имеющее названия.
Судя по последним альбомам Федорова, он уже во многом вышел
за пределы давно всем нам знакомого и популярного, двадцатилетнего
"Аукцыона", это понятно и по "Горам и Рекам", а еще по "Лиловому
дню", и также по пластинке "Джойс", тоже сделанной вместе с
Волохонским и Федоровым. Все создатели альбома - и Леня Федоров,
и Дмитрий Озерский, и непостижимый в своей магической филологической
изысканности Анри Волохонский - уже отделились от суетной тусовочности
туповатой современной музыкальной реальности. И противопоставили
ей свою творческую планету. На которой, наверное, не каждому
будет по душе. Например, заглавный трек "Горы и Реки" звучит
шестнадцать минут! А второй номер альбома, "Запоздалая", - тридцать
девять секунд. Вот такие вот очаровательные контрасты.
Очень часто теперь звучат разговоры о многообразных музыкальных
кризисах. О кризисах культуры. Да, с кризисами теперь все в
порядке. Но когда я слушаю колдовские тексты-стихи-монологи-звуки
с альбома "Горы и Реки", то вновь понимаю, что никакие кризисы
подлинной культуре не грозят.
Пусть дураки пускают свои слюни - битва с ними продолжается!
Пусть будет чисто у наших врагов!