ВОЛОХОНСКИЙ ФЁДОРОВ ВОЛКОВ "ДЖОЙС"

(с) & (р) Ulitka Records 2004

George ГУНИЦКИЙ,
Rockmusic.ru, 30 марта 2004 г.
оригинал лежит здесь

Волохонский Фёдоров Волков: Джойс (P) 2004Еще один альбом, в котором можно услышать голос Анри Волохонского, философа, переводчика и поэта, давным-давно покинувшего российские пределы. Как и в альбоме "Горы и Реки", здесь он лишь читает собственные переводы Джойса, в частности, его прославленного сочинения "Поминки по Финнегану". Кроме того, как и в "Горах и Реках", собственно музыки здесь не очень много, она выполняет своего рода иллюстративно-фоновую функцию. Хотя всем, кто имеет представление о творческом потенциале Волкова и Федорова, понятно, что эти блестящие музыканты просто так ничего делать не станут, и быть просто аккомпаниаторами-иллюстраторами они и не захотят, и не смогут.
Альбом "Джойс" не слишком длинный, всего-навсего час с небольшим, теперь, как известно, бывают пластиночки и более продолжительные. Да, это, конечно, так. Но когда на всех треках подряд звучат безумные (в самом хорошем смысле!) тексты Волохонского и его переводы не менее безумной (также в самом хорошем смысле!) прозы Джойса, то, честно говоря, как-то уже и не испытываешь особенной потребности в чисто музыкальной форме. Как-то и без нее неплохо, и без нее крыша съезжает и разлетается в разные стороны. Тоже, кстати, в самом хорошем смысле и этого, и любых других слов. К тому же многочисленные, виртуозные, парадоксальные, неожиданные оттенки, которые извлекает из своего поэтически-философически-переводческого горла господин Волохонский, настолько музыкальны, что никаких других звуков особенно и не хочется. И не нужно. Такого виртуозного чтения мне, пожалуй, давно уже, а может быть, и вообще никогда слышать не приходилось. Думаю, сэр Анри перещеголял во многом, во всяком случае, по части художественной декламации, своего старого приятеля Алексея Хвостенко. И не только его. Вспоминается, конечно, недавно выпущенный альбом Хвоста "Репетиция" и трек с этого альбома "Поэзия", да вот только в "Джойсе" Волохонский взлетел по декламационной части повыше. При всем моем бесконечном уважении и любви к творчеству Хвоста.
Ну а Федоров и Волков - они, конечно, большие молодцы, что наши такую исполнительскую форму, которая позволила им создать эдакую изысканную поддержку Волохонскому. Такие опытные и крутые музыканты, как они, редко вообще-то отходят на второй план, и это понятно, даже естественно это. Запросто ведь могли бы они придумать для себя более развернутую музыкальную структуру, им бы это было нетрудно сделать. Тем не менее, Леонид и Владимир немножко "наступили на горло собственной песне". Но это только на первый взгляд. А на самом-то деле они проявили себя как суперпрофессионалы, и если найти в своем сознании возможность вслушаться в те сказочные, загадочные и непредсказуемо-невоообразимые звуки, прорывающиеся сквозь джойсовско-волохонский текст, то миллиард раз станет понятно, что такого рода аккомпанемент дороже многих столь нам привычных сольных партий. В любом другом раскладе возможны были бы, наверное, иные варианты, а здесь их явно нет - ведь не Шолохова Волохонский читает, а Джойса, Джеймса Джойса, во многом еще не познанного прогрессивным человечеством. Как известно, всяческие толкователи, исследователи, наблюдатели и прорицатели-ковырятели современных музык могут хоть во сне назвать двойку-тройку-пятерку-десятку, а то и больше имен разномастных культурных деятелей почившего в бозе столетия, которые предвосхитили в своем творчестве феномен современной музыкальной культуры. Ну, неохота мне сейчас этих почтенных людей вспоминать, хотя, могу, конечно... А вот имя Джойса в этих почетных списках редко упоминается. Альбом же "Джойс" позволяет по-новому осмыслить многое из того, что нас теперь окружает. И в плане музыки, и в плане культуры в целом. И творчество самого Джойса. И Анри Волохонского также.
Кстати, не в том ведь дело, что Федоров и Волков играют рок, джаз или какой-нибудь импровизационный спонтанный авангард. Едва ли и они сами конкретно знают, что играли во время записи "Джойса". Уберегусь же и я от определений, не нужны они сейчас, и без них преотлично можно слушать этот непредсказуемо удивительный, странный и миллиард раз в квадрате парадоксальный альбом.

Обсудить в форуме

[Назад]

TopList Rambler Top 100Rambler's Top100