George ГУНИЦКИЙ,
Rockmusic.ru,
30 марта 2004 г.
оригинал лежит здесь
Еще один альбом, в котором
можно услышать голос Анри Волохонского, философа, переводчика
и поэта, давным-давно покинувшего российские пределы. Как и
в альбоме "Горы и Реки", здесь он лишь читает собственные переводы
Джойса, в частности, его прославленного сочинения "Поминки по
Финнегану". Кроме того, как и в "Горах и Реках", собственно
музыки здесь не очень много, она выполняет своего рода иллюстративно-фоновую
функцию. Хотя всем, кто имеет представление о творческом потенциале
Волкова и Федорова, понятно, что эти блестящие музыканты просто
так ничего делать не станут, и быть просто аккомпаниаторами-иллюстраторами
они и не захотят, и не смогут.
Альбом "Джойс" не слишком длинный, всего-навсего час с небольшим,
теперь, как известно, бывают пластиночки и более продолжительные.
Да, это, конечно, так. Но когда на всех треках подряд звучат
безумные (в самом хорошем смысле!) тексты Волохонского и его
переводы не менее безумной (также в самом хорошем смысле!) прозы
Джойса, то, честно говоря, как-то уже и не испытываешь особенной
потребности в чисто музыкальной форме. Как-то и без нее неплохо,
и без нее крыша съезжает и разлетается в разные стороны. Тоже,
кстати, в самом хорошем смысле и этого, и любых других слов.
К тому же многочисленные, виртуозные, парадоксальные, неожиданные
оттенки, которые извлекает из своего поэтически-философически-переводческого
горла господин Волохонский, настолько музыкальны, что никаких
других звуков особенно и не хочется. И не нужно. Такого виртуозного
чтения мне, пожалуй, давно уже, а может быть, и вообще никогда
слышать не приходилось. Думаю, сэр Анри перещеголял во многом,
во всяком случае, по части художественной декламации, своего
старого приятеля Алексея Хвостенко. И не только его. Вспоминается,
конечно, недавно выпущенный альбом Хвоста "Репетиция" и трек
с этого альбома "Поэзия", да вот только в "Джойсе" Волохонский
взлетел по декламационной части повыше. При всем моем бесконечном
уважении и любви к творчеству Хвоста.
Ну а Федоров и Волков - они, конечно, большие молодцы, что наши
такую исполнительскую форму, которая позволила им создать эдакую
изысканную поддержку Волохонскому. Такие опытные и крутые музыканты,
как они, редко вообще-то отходят на второй план, и это понятно,
даже естественно это. Запросто ведь могли бы они придумать для
себя более развернутую музыкальную структуру, им бы это было
нетрудно сделать. Тем не менее, Леонид и Владимир немножко "наступили
на горло собственной песне". Но это только на первый взгляд.
А на самом-то деле они проявили себя как суперпрофессионалы,
и если найти в своем сознании возможность вслушаться в те сказочные,
загадочные и непредсказуемо-невоообразимые звуки, прорывающиеся
сквозь джойсовско-волохонский текст, то миллиард раз станет
понятно, что такого рода аккомпанемент дороже многих столь нам
привычных сольных партий. В любом другом раскладе возможны были
бы, наверное, иные варианты, а здесь их явно нет - ведь не Шолохова
Волохонский читает, а Джойса, Джеймса Джойса, во многом еще
не познанного прогрессивным человечеством. Как известно, всяческие
толкователи, исследователи, наблюдатели и прорицатели-ковырятели
современных музык могут хоть во сне назвать двойку-тройку-пятерку-десятку,
а то и больше имен разномастных культурных деятелей почившего
в бозе столетия, которые предвосхитили в своем творчестве феномен
современной музыкальной культуры. Ну, неохота мне сейчас этих
почтенных людей вспоминать, хотя, могу, конечно... А вот имя
Джойса в этих почетных списках редко упоминается. Альбом же
"Джойс" позволяет по-новому осмыслить многое из того, что нас
теперь окружает. И в плане музыки, и в плане культуры в целом.
И творчество самого Джойса. И Анри Волохонского также.
Кстати, не в том ведь дело, что Федоров и Волков играют рок,
джаз или какой-нибудь импровизационный спонтанный авангард.
Едва ли и они сами конкретно знают, что играли во время записи
"Джойса". Уберегусь же и я от определений, не нужны они сейчас,
и без них преотлично можно слушать этот непредсказуемо удивительный,
странный и миллиард раз в квадрате парадоксальный альбом.