|
Алексей Львович Хвостенко ("Хвост")
14.11.1940 - 30.11.2004Страна.ру | Олег Гаркуша | другие ссылки | фото
КОНЬ УНЕС ЛЮБИМОГО
Умер "первый русский битник" Алексей Хвостенко
(Ксения Иванова, 01.12.2004, Страна.ru, оригинал лежит здесь)Во вторник в одной из московских больниц от сердечной недостаточности скончался Алексей Хвостенко, поэт, художник, певец, известный как автор песни «Орландина» и первый исполнитель знаменитой композиции «Под небом голубым», а также по совместным работам с группой «Аукцыон». 14 ноября Хвостенко исполнилось 64 года.
Алексей Хвостенко родился 14 ноября 1940 года в Свердловске. В конце 1960-х - начале 1970-х годов участвовал в движении самиздата. В 1977 году эмигрировал во Францию. В Париже он устраивал концерты и перформансы на заброшенных фабриках и в других нежилых помещениях - сквотах, где проходили спектакли и творческие вечера с участием художников и музыкантов, представителей русской эмиграции и специально приезжавших из России к Хвосту - так они привыкли называть его. Хвостенко был вице-президентом Ассоциации русских художников во Франции, одним из издателей журнала "Эхо", автором нескольких книг - "Подозритель (2-й сборник Верпы)", "Поэма эмигрантов", "Страна деталия". В 1995 году с группой "Аукцыон" им был записан альбом на стихи Велимира Хлебникова под названием "Жилец Вершин". Хвостенко принимал участие в записи дисков "Аукцыона" - "Чайник вина", "Верпования", "Париж - Санкт-Петербург" (с Анатолием Герасимовым), а также сотрудничал с питерскими художниками - митьками. Было издано несколько сольных альбомов Хвостенко: "Прощание со степью" (1981), "Опыт постороннего творческого процесса" (1995), "Репетиция" (2002), "Завтра потоп" (2000), "Последняя малина" (2004).
В последние годы Алексею Хвостенко несколько раз приходилось отменять намеченные в России совместные концерты с "Аукцыоном", из-за того, что ему не удавалось получить российскую визу. В начале 2004 года ему, наконец, предоставили российское гражданство. Текст именного указа был подписан лично президентом РФ Владимиром Путиным. После этого Хвостенко неоднократно приезжал в Россию и выступал с концертами.
7 декабря в Москве в ЦДХ откроется его персональная выставка "Колесо времени", на которой будут представлены коллажи и скульптурные работы Хвостенко. 8 декабря там же должен был состояться музыкальный вечер автора.Вадим Алексеев, художественный критик:
"Про Алексея Хвостенко можно сказать, что он был любимцем муз, женщин и богов Олимпа. Каждый поэт живет в созданном им мире, но это не относилось к Хвосту. При кажущемся внешнем бездействии он все это время создавал песни, которые сорок лет спустя молодые люди слушают с замиранием сердца, отравляясь сладким ядом богемной жизни. Алексей Хвостенко был русским битником, по мировосприятию близким к Игорю Холину и Эдуарду Лимонову, и он же стал первым русским хиппи. Перебравшись в Париж, он не вел ностальгическую жизнь, не замкнулся на эмигрантской тусовке. Он всегда был выше этого. Хвост вырос из питерских шестидесятых, его другом детства был Бородский. При этом ему удалось не "забронзоветь", остаться нужным и в своем театре, и в позии, и в своих песнях. Эти песни, спетые слабым, не попадающим в ноты голосом, предлагали выход людям, несогласным с окружающим их миром - не в социальном плане, конечно: "Жизнь должна быть чистое парение". Весь питерский авангард начался с фразы Хвостенко: "Я говорю вам: жизнь красна в стране больших бутылок, здесь этикетки для вина - как выстрелы в затылок". Это было написано им, когда он сидел в яме, под Самаркандом, куда его на пятнадцать суток посадили местные менты, за то, что он вместе с другими художниками расписал чайхану. Время все расставит на места, и Хвостенко будет оценен, в первую очередь, как поэт".Михаил Гробман, поэт, художник:
"Как-то в 60-х на домашней выставке Хвоста у Киры Сапгир я напился, залез на стол, меня пытались удержать. - В квартире недавно кончился ремонт, и рабочие оставили там ведра с краской. В итоге ведра были перевернуты, и краска оказалась повсюду. Все гости были в краске. Я снял свой шикарный пиджак, а под ним у меня была рваная майка, как будто в меня стреляли шрапнелью. Хотя все были пьяные, но все равно было смешно. Он всегда много пел и играл для друзей. Когда Хвост живет у тебя в доме, его не слышно и не видно. Он не мешает. Он лежит где-то на кушетке, курит, потягивает вино, пишет стихи. Иногда это все выливается в совместное написание стихов. И он не обижается, когда его ругают. Несколько месяцев он жил у нас в доме в Израиле, и ему захотелось обратно в Париж. Самый дешевый билет стоил 200 долларов. И мы устроили ему концерт в клубе "Цавта" в Иерусалиме. Это было в 70-х. Он дал несколько концертов, собрал денег и полетел в Париж через Лондон, где задержался на два года. Там он успел выпустить пластинку "Прощание со степью" и подружиться с русской женщиной, у которой был английский муж и подвал, полный вина. Алеша там жил, пока не выпил все вино, запасов которого хватило на два года. Выпив последнюю бутылку, Хвост уехал в Париж".Валентин Воробьев, художник (знает Алексея Хвостенко с 1961 года):
"Эдик Штейнберг и я ладили выставку в Тарусе с видными толкачами: Пауст (К.Г. Паустовский), Боря Балтер (полковник кавалерии и литератор) и Фрида Вигдорова (педагог и просветитель народных масс). На мне лежала ответственная обязанность кладовщика. Я заведовал "катухом" при доме поэта А.А. Штейнберга, где как солдаты стояли картины участников. Там, в кладовке, где я спал, состоялось знакомство с парой питерских битников - Ленька Ентин, "Енот" (авторитет по блюзу), и Леха Хвостенко (гитара и песни за выпивоном), плюс "чувихи", а значит, четверо без крыши над головой, и пешком из Питера на нашу выставку глазеть и петь. Я не знал, куда спрятать дорогих гостей, и выделил им стог сена, стоявший на лужайке. Питерские артисты обиделись и на вернисаж не явились".Кира Сапгир, сценарист, детский писатель, поэт, журналист, переводчик (в ее квартире состоялась первая в СССР персональная выставка Хвостенко):
"День первый. Прихожу домой с работы и вижу, что моя комната превращена в выставочный зал. Со стен сняты все ранее висевшие картины, и вместо них красуются незнакомые абстракции, коллажи, рисунки тушью, какие-то чугунные ядра, разбивающие храм. Ночью - шквал звонков: ревнивые дамы требуют к телефону Алешу, а меня чуть не к барьеру - и не верят, когда я говорю, что его нет. День второй. Валит народ. В квартире яблоку негде упасть. Соседи грозятся вызвать милицию: в коридоре коммуналки проложены тропки меж бутылок, как в луговой траве. В центре «выставочного зала» и всеобщего внимания два странных человека - никогда таких не видела! Один, в бархатном темно-зеленом берете, смахивающий на средневекового ваганта, - поэт Анри Волохонский. Другой менестрель, в широкополой шляпе с заткнутой за тулью веткой цветущей бузины, - Алексей Хвостенко, Хвост, перебирающий струны кифары (так на античный лад зовет он гитару). Звучит дуэт: Степь ты полустепь, полупустыня"Олег Коврига, издатель альбомов Хвостенко (лейбл "Отделение Выход"):
"Давным - давно, помню, мы впервые слушали "Прощание со степью" - с большим чувством. Когда Хвост снова появился здесь, было такое впечатление, что человек прилетел с Луны, а оказалось - старый раздолбай, птица Божия. Общаться с ним было легко и приятно".Владимир Котляров, художник, перфомансист, издатель альманаха "Мулета", (совместно работал с Хвостенко над спектаклем "На дне", поставленном в подвале парижской мастерской):
"Алексей Хвостенко был одним из тех, кто представлял так называемую неофициальную культуру, которая на самом деле и есть русское искусство. К этому племени принадлежал и Леша. У него не было никакой специализации и никаких профессиональных условностей цеха. Не всегда социален, часто эгоистичен, но это свойство крупного человека, не вредное для окружающих. Его влюбленность и творчество разбилась о бытовые проблемы. Я счастлив был работать вместе с ним в театре. Для большинства людей это литература, драматургия, для Хвоста театр - самое главное. Царствие ему небесное. Его место в Пантеоне нашего времени".
Вспоминает Олег Гаркуша:
(Rolling Stone, №7, январь 2005 г.)Даже не знаю, что сказать... Это все так неожиданно. В Хвосте будто уживались два совершенно разных человека: один - жизнерадостный, абсолютно непосредственный, даже ребячливый, а другой - по-настоящему умный, зрелый. Он мог, прихлебывая вино, всю ночь петь на кухне какие-то совершенно дикие, глупые песни, а мог долго и невозмутимо рассуждать об очень серьезных вещах - о религии, о политике, о культуре. Еще - это сейчас большая редкость, по-моему, - он бьи наделен неподдельной человечностью: был чуток, внимателен, милосерден. Мы познакомились году в 89-м, когда АукцЫон впервые приехал с концертами во Францию. Нам всем тогда не было еще и тридцати - то есть разница в возрасте была на самом деле весьма приличной, лет 25, - но что странно, она совершенно не чувствовалась. Хвост пришел на одно из наших выступлений. Конечно, я тогда уже знал, кто написал "Хочу лежать с тобой с любимой рядом" и "Над небом голубым...". После концерта он пригласил нас всех к себе в мастерскую - в какой-то сквот, где мы и познакомились по-настоящему. Хвост спел: "Хабарик, хабарик, я нашел его в туалете..." Я ему сказал: "Слушай, я эту песню слышал в детстве от каких-то гопников в парадном!" Оказалось что эту песню написал тоже он... Мы сидели, выпивали, Хвост еще что-то пел, Леня Федоров тоже, и мне кажется, именно тогда Хвосту пришла в голову вот эта идея: аранжировать и как-то записать все это... Мы уехали, а он напел песни на магнитофон и с какой-то оказией переслал нам кассету. Так,собственно,и появился "Чайник вина", а потом и "Жилец вершин", который воплотился из наших таких же коротких встреч то опять во Франции, то в Германии, то в России. Вышвырнутый из Союза в 70-х. Хвост производил впечатление человека очень необустроенного. Жил на правах беженца, получал пособия. По-моему, у него и паспорта-то французского не было. Как он пересекал границы - уму непостижимо! Такой "человек мира"... Что-то стало налаживаться только в последние годы. Он все чаще стал приезжать в Россию и все больше проводить здесь времени. Совсем недавно ему вернули гражданство. Он ожил, казалось, жизнь налаживается. Насколько я знаю, у него была масса творческих планов - выставки, записи,театральные постановки. Я очень удивился, когда узнал, что он как-то хочет задействовать на сцене и меня. Мы должны были созвониться буквально в день его смерти...
О кончине Алексея Хвостенко также написали
Полит.ру, Псой Короленко (Полит.ру), "Эхо Москвы", BBC, Lenta.ru, Утро.ру, Известия.ru, "Новые известия", NEWSru.com, Фонтанка.ру, Spbland.ru, "Российская газета", "Независимая газета", zvuki.ru, "Музыкальная газета", Джордж Гуницкий (rockmusic.ru), Накануне.ру, REGNUM, NR2.ru, obkom.net.ua, Правда.ру (1, 2), Страна.ру, Newsprom.ru, СМИ.ру, Газета.ру, KM.ru, "Комсомольская правда", d-pils.lv.Интервью Хвоста, которое взял Джордж Гуницкий 21 ноября 2004 года (rockmusic.ru)
ФОТО НА НАШЕМ САЙТЕ
Лёня, Хвост и ВолковТрио в клубе "Барби", Тель-Авив, Израиль, 19 февраля 2001 года
АукцЫон и Хвост в клубе "Китайский лётчик Джао Да", Москва, 16 апреля 2004 года
АукцЫон и Хвост в Театре Эстрады, С.-Петербург, 26 апреля 2004 года
АукцЫон и Хвост в клубе "Проект О.Г.И.", Москва, 30 апреля 2004 года (1)
АукцЫон и Хвост в клубе "Проект О.Г.И.", Москва, 30 апреля 2004 года (2)"Часы и канва"
(А. Хвостенко)
(3:42, 1,94 MB) - из альбома "Опыт постороннего творческого процесса"
© Алексей Хвостенко, 1995
(p) Отделение ВЫХОД, 1998
Алексей Хвостенко - голос; Леонид Фёдоров - голос, гитара; Анатолий Герасимов - флейта; Дмитрий Матковский - гитара; Николай Рубанов - бас-кларнет. Запись 7 марта 1995 годаДИСКОГРАФИЯ
Ниже приводятся работы Алексея Хвостенко, в записи которых Леонид Фёдоров принимал активное участие и может быть услышан, или, по меньшей мере, выходу которых в свет он содействовал.
"Хвост и АукцЫон:
Чайник вина"
Хвост и АукцЫон © 1992
SNC Records (р)&© 1995
SNC Records-5044
"Хвост и АукцЫон:
Жилец вершин"
SBI Records
SNC 5049 (1995)
Moroz MR00334CD (2000)
"Парижские сейшена"
© Алексей Хвостенко, 1990
(p) Саунд-Продукт, 1996
Кассета: CAR 002
"Хвост - Герасимов - АукцЫон:
Париж - Санкт-Петербург"
© Хвост и Герасимов, 1995
© Хвост и АукцЫон, 1992
(p) Отделение ВЫХОД, 1997
B052
"Ночные фонарики
(или Хвост от Кузьмы)"
© Алексей Хвостенко, 1997
(p) Manchester Files, 1997
Кассета: MAN 067
"Опыт постороннего
творческого процесса"
(квартирник 07.03.95,
бонус - "в гостях у Митьков" 26.02.95
только на CD)
© Алексей Хвостенко, 1995
(p) Отделение ВЫХОД, 1998
2 CD: B 045/046
Кассеты: B 045 / 1, 2
"Хвост и АукцЫон: Верпования"
© 1992, А. Хвостенко
(р) 2001, Manchester Files
CDMAN 073-01
"Хвост и Герасимов:
Завтра потоп"
© & (р) 2001, Ulitka
U 0002
"Опыт постороннего
творческого процесса" (DVD)
(квартирник 07.03.95)
© Алексей Хвостенко, 1995
(p) Отделение ВЫХОД, 1998, 2004
B204
"Алексей Хвостенко. Верпа", 2005 (издательство "Колонна")