Фото Елены Абяновой
Одним из немногих журналистов, которым удалось проинтервьюировать Леонида
Федорова - и не просто проинтервьюировать, а даже напроситься к нему в гости
- стал автор "PLAY" Алексей Мажаев.
Беседа с лидером "АукцЫона" проходила на той самой кухне, где Федоров в
одиночку записывал альбом "Лиловый день". Данное место не станет музеем:
квартира съемная, и после интервью Леонид с женой отправились смотреть новое
потенциальное жилище - эту квартиру хозяева попросили освободить.
- Леонид, все интервью с вами начинаются словами, что
Федоров никогда не дает интервью. Что заставило вас изменить своему принципу?
- Ну, издатель диска попросил. А я ему обещал. Почему не даю? Не понимаю,
зачем это. Я общаюсь с друзьями, мне вполне хватает. Вопросы одни и те же
задают… (Федоров улыбается и искренне старается добросовестно отвечать
на вопросы. Дается это ему нелегко, он не оратор. Вместо ответа часто следует
суетливое бормотание с едва различимыми "ну не знаю", "не понимаю, как это",
"ну зачем это". - А.М.)
- Почему ваши сольные альбомы выходят чаще, чем диски "АукцЫона"?
- Ну так вышло. Почему чаще? Не чаще. Так сложилось.
- То есть новые идеи легче реализовывать в отрыве от коллектива?
- Ну, наверное так. Скорей всего.
- А с "АукцЫоном" вы планируете что-то выпускать в обозримом будущем?
- Я даже не знаю. Хотелось бы. Никаких сроков не определяем.
- Как бы вы охарактеризовали альбом "Лиловый день"?
- (Подобие оживления) Он необычный. Я писал его очень необычно.
Вот на этой кухне, на мини-диск. Я брал три СD-проигрывателя, ставил туда
диски, включал, сам брал гитару и пел в микрофон нон-стопом. Потом почти
не обрабатывал - кое-где что-то вырезал, потом дописал бас. Диски были разнообразные:
Бах, например, Рахманинов, Эминем. Минимум технических средств, но, если
на заднем плане звучит Рахманинов, назвать минимализмом это уже сложно.
- И там все это слышно?
- А вы не слушали диск?
- Нет, я слушал, но Рахманинова не приметил.
- Ну, там так сделано, что никто не поймет. Я сам удивлен, как все
получилось. Сидел в Москве на этой кухне, не мог даже уехать, потому что
не было денег, группа вся в Питере… Для меня было чудо, когда я послушал
первый трек. Там записано гораздо больше, чем слышно. Если звучит голос
певицы, то на самом-то деле с ней играет целый оркестр. И там получались
такие совпадения, которые просто нельзя придумать. (заметно оживляется)
Я просто ошалел, когда писал этот диск, думал: неужели эта песня выйдет?
Неужели эта? Остановил меня только сосед снизу. Я писал последний трек и
чего-то разошелся: орал тут, орал, а потом снял наушники и услышал страшный
удар в дверь. Я подхожу, смотрю в глазок, а там два здоровенных мужика,
матерясь, уже уходят. Соседи. Я сел тихо, мышкой. Автоответчик мигает, я
включаю, а там сообщение: "Пожалуйста, сделайте музыку потише". Следующий
мессидж: "Я вас очень прошу, сделайте музыку потише". Последнее уже на трехэтажном
мате: щас убью, ментов вызову и все такое. Оказывается, они минут десять
ломились в дверь, видимо, били ногами, потому что отбили всю штукатурку.
Дверь не сломали, но могли. Два здоровых амбала таких… В общем, я понял,
что это знак, что пора заканчивать запись. Хорошо, милицию не вызвали. Я
не то чтобы испугался, но я же здесь живу… ни прописки, ничего. Приехала
бы милиция, я один в квартире, сказали бы "что ты здесь делаешь, кто ты
такой". Неприятно.
- Ваш диск впервые выходит на лейбле "Геометрия"…
- Да, они новые. Только сделались. Это старые наши приятели, бизнесмены,
решившие сделать дочернюю фирму, занимающуюся музыкой.
- Хорошие условия предложили?
- Причем тут условия? На тот момент, когда все затевалось, я пришел
к ним и говорю: "Я вот пластинку пишу, дайте денег". Они дали.
- Музыкальные критики часто называют Леонида Федорова гением. Каково
это - читать такое про себя в журнале?
- Смешно это.
- Вы были саундпродюсером первого альбома группы "Ленинград". Сейчас
общаетесь со Шнуровым?
- Ну, очень редко. Обычно сталкиваемся в поезде.
- Следите за его успехами?
- Ну, не шибко чтобы очень. А чего там следить? Все понятно.
- Нет ли какой-то досады, что он не столько музыкой занимается, сколько
превращением себя в поп-звезду?
- У меня? Ой, нет, мне все равно абсолютно.
- А если к вам заявится молодое дарование и скажет: "Помогите мне
сделать альбом, как Шнурову", что вы ему ответите?
- Ну, это зависит от обстоятельств. Со Шнуровым же просто так совпало.
Мы сделали студию и хотелось на ком-то потренироваться, научиться чему-то.
А вовсе не потому, что они дарования. Хотя музыка "Ленинграда" на тот момент
показалась нам кайфовой.
- А что вас вдохновляет на творчество?
- А черт его знает. Даже и не знаю, как сказать: чего-то двигается
само и во что-то выливается. Песни сами приходят откуда-то, я не могу это
контролировать.
- Вы ведь сейчас на два города живете. И где лучше? - Ну,
здесь (в Москве) спокойнее в плане того, что меньше надо заниматься бытом.
В Петербурге у меня мама пожилая, дети, там беготни туда-сюда хватает. А
здесь только концерты.
- А мысль об эмиграции в голову когда-нибудь приходила?
- Приходила, конечно. Но я считаю, что в Москве сейчас стало вообще
лучше, чем где бы то ни было. Здесь очень много культурных событий. Плохих,
хороших - неважно, просто их много. Мы как-то с Волковым по журналу "Афиша"
насчитали за две недели почти 30 театральных премьер. Ни в одном городе
нет такого.