А.С.; Олеся Шведова
© "Пражские
огни", №1 2001 г.,
оригинал лежит здесь
Тринадцать
дней на сцене пражского театра "Арха" бушевал авангард - здесь проходил фестиваль
"Aльтернатива 2000". В день закрытия публику собрали музыкальные коллективы
из Санкт-Петербурга "ЗГА", "С.К.А",
"Оле Лукойе" и "АукцЫон".
На вопросы корреспондента "ПО" Олеси Шведовой отвечает вокалист и гитарист группы
"АукцЫон" Леонид Федоров.
Почти совершеннолетняя по российским стандартам питерская группа "АукцЫон", как большинство подростков, хаотична, шумлива и независима. И, как подобает юным, сочиняет странные стихи и оглушает соседей музыкальными экспериментами. Крещенные Ленинградским Рок-Клубом в 1983 году, носители безупречного слуха и шизоидных идей, "аукцыонщики" "ходили по осколкам девичьих сердец" на сценических площадках родины и за рубежом; записали девять альбомов, и все они с молотка ушли в коллекцию истории музыки. В 1995 году с подачи культового в богемной среде Алексея Хвостенко группа подгоняет под свою мелодию стихи разрушителя поэтических канонов Велимира Хлебникова (альбом "Жилец вершин"). И с этих самых пор все сложнее становится понять смысл "аукцыоновских" песен.
Леонид, что продается на вашем "АукцЫоне": мысли, песни, идеи?
Да я не знаю, наверное, это игра слов. Точнее букв. Мы ничего не продаем, не
получается. Так что название - это, скорее, случайность.
То есть группа могла бы с равным успехом называться и "Зажигалка",
и "Пиво"...
Могло быть и так. Когда мы придумывали название, а было это в 83-м году, мы
взяли словарь и пили портвейн при этом. Дальше буквы "А" не ушли: читали подряд,
искали слово, которое нам понравится.
Удивительно еще, что дошли до второй "у"… Вы в те времена использовали
советскую символику: серп и молот, красные звезды. Где все это сейчас?
Было такое. У нас работал художник, который активно рисовал подобные вещи. Теперь
нам это стало неинтересно. У группы нет никакой идеологии, и мы полностью ушли
от символики.
Однако если вслушаться в тексты ваших песен - не так-то просто
продраться сквозь символы!
Ну, это если вдумываться, чего, по-моему, делать не стоит. Слова создаются,
чтобы подчеркнуть голосовую партию и не испортить ритмическо-мелодическую линию.
Слова не должны мешать петь. Зачастую в наших текстах нет никакого смысла. Когда
мы сочиняем песни, у нас нет темы: есть мелодия, к которой нужно подобрать слова,
вот и все. Тексты к последней пластинке, например, вообще нельзя рассматривать
как собственно тексты. Это скорее импровизация в студии: я просто что-то проорал.
Смысл - это вторично, на самом деле.
Вы хотите сказать, что слова - это такая же "примочка", как
шелест веника или полиэтиленового пакета, которые вы используете при записи?
Скорее всего, так.
Наверное, творчество ваше, особенно последние альбомы, лучше
воспринимают иностранцы. Потому что владеющий русским языком слушатель может
счесть, что стихи, мягко говоря, экстравагантны…
Бреда в наших песнях нет, на мой взгляд. Наиболее бредовыми мне как раз кажутся
слова, которые имеют смысл. Кому сейчас понятно словосочетание "Вечерний звон"?
Не бессмыслица ли это? Мне кажется, что любые исполненные конкретного смысла
слова рано или поздно этот смысл теряют. А текстам наших песен это не грозит.
Мы, кстати, подолгу можем работать над стихами, пока не добиваемся такого звучания,
какого хотим.
Не становится ли результатом подобных усилий то, что некоторые
слушатели тексты песен "АукцЫона" называют заумными?
Не думаю. В последнем альбоме мне нравятся все тексты (так, кстати, бывает редко).
Мне кажется, что в способности точно передавать мысли мы почти достигли совершенства.
Прежде случались только проблески реальной поэзии.
А, по-моему, вы попали под излишнее влияние Велимира Хлебникова.
Как раз после того, как "АукцЫон" озвучил его стихи, ваши собственные тексты
потеряли логику.
Мы просто ликвидировали границы, которые прежде удерживали нас в какой-то единой
форме, перестали ставить себе задачей "сочинить песню". Я вдруг понял, что в
песне может быть все, что угодно - и все встало на свои места.
Не кажется ли Вам, Леонид, что такие "революционные" перемены
привели к снижению планки? Ведь получается, что можно любые слова поставить
рядом…
То, что мы делаем, в сто раз сложнее, чем написать "песенку с сюжетом". Слова
по своей энергетике должны соответствовать музыке, даже если они - в форме "рассказки"
или шуточки. Есть слова, которые отражают твое состояние в данный момент - они
далеко не всегда связаны между собой, зачастую даже хаотичны и безумны. Ведь
в "пиковые" моменты жизни человек не рассказывает связную историю - его "несет"…
… А потом вас ругают и говорят: "Ребята, что за ерунду вы поете?!"…
Ругали нас поначалу, в России. Многим то, что мы делали, казалось диким. Наша
игра была больше на театр, чем на музыку, похожа.
Действительно, раньше каждый ваш концерт напоминал шоу - с
костюмами, инсталляциями.
Мы уже давно не занимаемся шоу как жанром, а если шоу и получается в результате,
то от того, что мы так играем: мы такие. Просто играть интереснее, чем заниматься
постановочными штучками.
Однако безумием от ваших концертов "заражаешься" до сих пор.
Вы, Леонид, довольно часто используете это слово. Безумие, по-Вашему, - синоним
полного освобождения?
На мой взгляд, это единственное состояние, которое может вывести нормального
человека за рамки рутины. Все остальное - это умничанье. Хлебников сказал, что
эпатаж - это приобретение настоящей реальности. Хочется банальных слов!
Разве банальные слова - это не то же самое, что блатные аккорды?
Я могу привести пример с песенкой "Стало". Простейшие слова: "Стало, было, не
было" - все банально. Но на пластинке "Зимы не будет" эта песня звучит в одном
варианте, а на пластинке, которую мы сейчас готовим - уже в двух. Слова одни
и те же, а смысл - совершенно разный: ситуация меняет настроение. Русский язык
интонационно богат, из банальных слов можно сотворить потрясающие по эмоциональному
воздействию понятия.
Леонид, как вы, представители авангарда, ощущаете себя в Праге
- городе классической красоты, классической культуры?
В этот действительно прекрасный город мы приезжаем далеко не в первый раз, но,
к сожалению, атмосферу его уловить не успеваем - все время работаем. А вот представителем
авангардной музыки я себя не считаю. Ну какой это авангард - наша группа?
А что же тогда авангард?
Это то, что стоит впереди, новые течения в искусстве, причем некоммерческие.
Хотя русский авангард начала века был, пожалуй, коммерческим явлением... Я просто
теряюсь в названиях, сам никогда не вешаю ярлыков и не люблю, когда это делают
другие. Кстати, я не понимаю, почему Моцарт, например, не авангарднее Прокофьева?
Какой же группой считает себя "АукцЫон"?
Что значит, какой? Я просто песни сочиняю. А все это деление на течения, жанры
- придуманное. Существуют индивидуальность, талант - они и отличают людей друг
от друга.
Почему "АукцЫон" за границей выступает чаще, чем в Питере?
Мы и гастролируем, и дома устраиваем концерты не очень часто, как-то рывками.
Активно разъезжать группа начала с 86-го года. Нам было по двадцать с хвостиком,
мы все забросили и занялись только музыкой. Я нигде не работал и содержал на
заработки от концертов семью.
Как, кстати, ваши семьи относятся к частым гастролям? Жен берете
с собой в поездки?
Я думаю, семьи привыкли за столько лет. А жен брать бессмысленно и дорого. Денег
нам особо не платят, к тому же раньше мы часто ездили на своем автобусе, а это
очень утомительно физически.
Шофер тоже из музыкантов?
Витька, басист, у нас за водителя.
Как вы решаете проблемы с продюсерами, если группа предлагает
композицию, а вам в ответ: "Извините, не годится"?
А мы сами себя продюсируем, и поэтому у нас нет таких проблем.
Вот уже пять лет "АукцЫон" выступает с одними и теми же песнями,
почему?
Может быть, в какой-то момент мы, как группа, остановились в своем развитии.
Я пытаюсь делать новые песни, но они оказываются похожими на то, что уже было.
Но кое-что удачное все-таки появляется, сейчас пишем новый альбом.
Отсутствие музыкального образования сказывается?
Я думаю, оно бы мне пригодилось. С другой стороны, никого ничему научить нельзя:
что дано, то дано. Я вертелся, как мог, даже думал одно время бросить музыку,
а потом понял, что больше ничего и не умею. Даже то, чему меня учили в Политехе,
забыл. Сейчас я так глубоко погружен в работу, что образование, наверное, -
уже не главное. Я же не музыкой занимаюсь, а сочинением песен. А это к музыке
имеет не самое прямое отношение.
У Вас на сайте есть страничка, на который Вы отвечаете своим
фанатам - отвечаете односложно, словно нехотя. Зачем тогда вообще отвечать?
А это не я затевал. У меня с компьютером очень сложные отношения, я быстро начинаю
скучать, перестаю понимать, что происходит. Поговорить я люблю с хорошими друзьями,
а когда человека не видишь... Обычно слово вылетает, и я его тут же забываю.
А тут надо записать, и через какое-то время получаешь ответ. Скучно.
Если не секрет, почему на вопрос о любимой книжке Вы ответили:
"Незнайка"?
Ну, потому что это смешной вопрос! Если бы я прочитал пять книжек, я бы, наверное,
еще ответил… Господи, да какую сейчас читаешь, та и любимая!
Ваш концерт пражский фестиваль подал под названием "Петербург
- столица российской рок-музыки". Вы согласны с подобным утверждением?
Сейчас много рок-музыкантов именно из Питера. На каком-то этапе в Ленинграде
рок-движение было очень мощным - все пошло с "Рок-клуба", с 80-х. Но в Москве,
да и в Свердловске, в Сибири немало хороших групп. Так что насчет столицы я
сомневаюсь. А как "АукцЫон" попал на этот фестиваль? Нас в Прагу звали четыре
года подряд. Этот фестиваль - достаточно известный в Европе, существует больше
десяти лет. Желание участвовать было, а отказывались мы, поскольку проводится
фестиваль зимой, а путешествовать на автобусе, согласитесь, холодновато. Раньше
"Альтернатива" не могла нам обеспечить другой вид транспорта. А сейчас, благодаря
тому, что устроители фестивали приняли решение сделать день Петербурга в Праге,
мы и оказались здесь.
Тридцать лет назад англичанин Джефф Линн назвал новообразованную
рок-группу "Оркестром электрического света". Потом москвич Игорь Сукачов назвал
свой ансамбль "Оркестром пролетарского джаза". Команда Леонида Федорова и Олега
Гаркуши называется просто "АукцЫон", но ее лидеры вполне могли бы пойти по проторенному
коллегами пути.
"АукцЫон" - это настоящий Оркестр электрического рока. Оркестр - потому что
со сцены слышится множество разнообразных и качественных звуков, в том числе
- фагот и геликон, труба, жалейка и детский бубен. Рока - потому что "АукцЫон"
хотя и расширяет представления о стилевых возможностях современноймузыки, все-таки
плывет в фарватере альтернативного мэйнстрима. Электрического - потому что группа
образует вокруг себя мощное энергетическое поле, а тонконогий верзила Гаркуша,
прыгающий уже которой год, как заводной, вполне может выполнять функции не только
"развлекательного человека", но и динамо-машины.
"Остановите самолет, я слезу!" - кричит Леонид Федоров, и зрительный зал, знающий
тексты песен "АукцЫона" наизусть, взрывается аплодисментами. Это хорошая песня.
И другие песни тоже хорошие, правильные - примерно в той же степени, в какой
в мире альтернативной культуры правильна буква "ы" вместо "и" в слове "АукцЫон".
Но "АукцЫону" не удалось произвести в Праге фурор, подобный тому шоку, что когда-то,
в перестроечные времена, испытал при виде этой, ленинградской тогда, рок-команды
Париж, привыкший считать единственно правильной современной советской музыкой
то, что во Франции десятилетиями пел и плясал краснознаменный ансамбль под художественным
управлением Александрова. "Художественное управление" Гаркуши - это нечто другое.
Прага двухтысячного уже видала всякую альтернативу. Европа рубежа тысячелетий
подустала от музыкальных экспериментов. А потому на таких концертах не встретишь
случайных людей. И это - тоже хорошо, и тоже правильно. У "АукцЫона" - и с "АукцЫоном"
- останутся старые верные поклонники, которых, как оказалось, не так мало и
в преимущественно чешском городе Прага. Так вот они всегда будут благодарны:
и Гаркуше - за его танцы, и Федорову - за слова на финише песни: "Я прилетел
- вот оно, счастье: я прилетел!"