Сергей СТЕПАНОВ,
ROL, 16 апреля
2005 г.
оригинал лежит здесь
Нечего
лукавить: новый альбом непостижимого Леонида Федорова не впечатляет
– он пугает. В прямом (вгоняющий в тотальное оцепенение «Бен
Ладен») и переносном (что же будет дальше?) смысле; аналогичного
порядка – священного – ужаса я не испытывал с момента, когда впервые
услышал «Medulla» Бьорк. С одним уточнением: с демонами Бьорк я
со временем справился, альбом «Таял» - не
отпускает.
За чей счет – сказать не берусь. Пожалуй, было бы неверно называть
эту пластинку федоровским сольником, к его свято-еретической мощи
приложились и вдруг запевший контрабасист Волков,
и мелодекламатор-гипнотизер Анри Волохонский, и феноменальный поэт-песенник
Дмитрий Озерский, и ансамбль Opus
Posth, и хор «Сирин», и бывший аккордеонист «Аквариума» Сергей
Щураков, изрядно поспособствовавший первой за тыщу лет и зим ротации
новой песни Федорова («Таял 2») на радио.
Альбом озадачивает – здесь не единожды звучит одно слово из трех
букв, но заложен в нем никакой не грув, а этот самый смысл непечатной
лексики – к каковой лексике необходимо прибегать только тогда, когда
иначе не скажешь. (Снижая градус патетики, процитирую своего мудрого
друга, уверенного в том, что говорить «упал», на…нувшись, не менее
глупо, чем говорить «на…нулся», упав.)
Альбом оставляет в недоумении: следующий за гениальной песней «Холода»
трек «Дребезжать» с, натурально, дребезжащим ворчанием Волохонского
– это какое-то народное техно. За которым, в свою очередь, пристраивается
выразительный фрагмент безвременно (или временно?) замороженной
оперы «Бинладен, святой Франциск и конец времени композиторов».
Где-то в сторонке – странные симфонии, шумовые завесы, какие-то
сэмплы, какой-то фолк и прочие сучьи погремушки. На…нуться, в общем,
проще, чем упасть.
Я искренне завидую коллегам, способным выслушать альбом «Таял» и
связывать по этому поводу какие-то слова в какие-то строки. Завидую
– и никому из них не верю: нет таких строк, нет такого лыка; это,
думается, та разновидность искусства, которой посвящают не рецензии,
но книги. Которые, по правде, никто не читает.
Альбом пугает, альбом изумляет, альбом, ладно уж, впечатляет. Он
записан в непритязательных домашних условиях безобидной, местами
комичной внешности дядькой, так что он, пожалуй, вполне земной.
И тебе, читатель, проще – тебе необязательно слушать «Таял» на правах
шестьдесят пятой пластинки месяца апреля. А мне… Как говорил еще
один мой мудрый друг, музыкальный критик, когда-нибудь к тебе в
руки попадет пластинка Баха, и о профессии музыкального критика
захочется забыть – недели на две так точно. Как выяснилось, можно
обойтись и без Баха.
Лучшие треки: «Бен Ладен», «Таял 2», «Холода»,
«Франциск»
Альтернатива: Нет.