Л.Е. ХИОВ
© "РОКСИ" №11, январь - июнь 1986 г.,
оригинал лежит здесь
"Что же этой песней вы сказать хотите?
Или объясните, или - прекратите"
(группа АВИА,"Песня о песне")
Брать интервью у АУКЦИОНА сложновато-просто: неясно, у кого из них в руках бразды правления, да и есть ли вообще эти бразды и само правление. Водовороты и течения в самой группе не сразу дают возможность по внешней форме определить лидера - не зря ведь все заезжие пресс-агенты на фестивале бросились с магнитофонами наперевес к Гаркуше, который всем своим видом и поведением не оставляет сомнений в его "атаманстве". Я все же пошел иным путем, и путь этот лежал в дом моего приятеля, где за чаем кроме его и меня оказались "аукционеры" - музыкальный руководитель Леонид Федоров (гитара) и Сергей Рогожин (вокал). Как руководителю и организатору группы Лёне и пришлось в основном отвечать на мои вопросы.
- ХОТЕЛОСЬ БЫ УСЛЫШАТЬ, КАК ПРЕТВОРЯЛАСЬ В ЖИЗНЬ ИДЕЯ "АУКЦИОНА"? ХОТЯ ВРЯД
ЛИ ТЫ ПОМНИШЬ ТОЧНУЮ ДАТУ ЗНАКОМСТВА С ГАРКУШЕЙ...
- Как раз это я помню хорошо, - все было очень банально: моя жена еще до
свадьбы сообщила мне, что у нее есть брат, которого она считает, как бы это
сказать, не очень умным... (реплика хозяина квартиры: "Да, такого парня не спрячешь,
уж лучше сразу признаться в таком родстве"). Я познакомился с Олегом и заявил,
что он такой же человек, как и я, после чего жена посмотрела на меня немного
косо: видимо, задумалась, с кем она собирается связать свою судьбу. Это был
1979 год. Олег являл собой пример романтически настроенного хорошего мальчика:
вел дискотеку в ДК им. 1-ой Пятилетки, писал стихи о любви и о весне. Стихи
эти были восприняты мною как тексты, и, учитывая то, что я писал музыку, у нас
образовался некий тандем, который впоследствии оброс музыкантами и стал АУКЦИОНОМ.
Состав изначально был совсем иным - сегодня из него остался лишь я и клавишник
Дима Озерский. Причины? Самые разные: у одного родился ребенок, другой попал
в объятия Зеленого Змея. Мы играли на танцах, давали редкие концерты. Репетировали
в подвале напротив кинотеатра "Спартак", и именно туда Олег однажды привел Боба
- АКВАРИУМУ негде было готовиться к первому фестивалю. Помнишь программу тех
времен - "Пепел", "Аристократ"... Гребенщиков послушал то, что мы играли и посоветовал
обратиться в рок-клуб. Этот совет и само присутствие "аквариумистов" были толчком
к началу нового этапа в жизни группы. В том же подвале было устроено прослушивание,
нас приняли в клуб, и осенью того же года на Рубинштейна,13 мы дали ужасно неудачный
концерт со СТРАННЫМИ ИГРАМИ.
- Я НАШЕЛ У СЕБЯ В АРХИВЕ БИЛЕТ НА УПОМЯНУТЫЙ ТОБОЙ КОНЦЕРТ, НО КОПАНИЯ
В ПАМЯТИ НИ К ЧЕМУ НЕ ПРИВЕЛИ. ЧТО ВЫ ИГРАЛИ? ХОТЯ БЫ СТИЛЬ?
- Стиль? Тоже какая-то волна... Должна, в принципе, сохраниться запись у Гаркуши,
он в то время выполнял функции менеджера-оператора и на сцене не появлялся,
- да и смысла в этом не было, вид он имел тогда самый заурядный, разве что рост...
За неудачей последовала целая полоса проколов и неурядиц. Самое главное - мы
слетели с точки и на целых полтора года оказались задвинутыми за шкаф.
- И КТО НА ЭТОТ РАЗ ПОМОГ ВАМ?
- Опять же в судьбу АУКЦИОНА вмешалась моя жена. Она познакомила меня с Белолипецким,
который как раз в тот момент менял место репетиций и оставил зал нам, подарив
и барабанщика. Тогдашний наш вокалист Аркадий Волк продержался недолго. Сейчас
он, по слухам, экспериментирует с ПРОВИНЦИЕЙ, а у нас в связи с его уходом на
сцене образовалась пустота, которую как-то на репетиции попробовали "заполнить"
Олегом Гаркушей. Олег попытался спеть фальцетом, и мы упали... А когда он решил
сплясать, то стало окончательно ясно, что делать шоу должен именно он.
- ВСЕ ЭТО ВРЕМЯ ВЫ СЧИТАЛИСЬ ЧЛЕНАМИ РОК-КЛУБА?
- Да, но учитывая большой перерыв в концертной деятельности, нам надо было пройти
прослушивание еще раз, тем более, что Олега за принесенные на литование тексты
кто-то в клубе назвал провокатором. На прослушивании впервые появился Сергей
Рогожин, приглашенный в группу Димой Озерским. Рогожину понравилось то, что
мы играли, и на первом же выступлении на Рубинштейна Сергей уже спел одну песню.
- НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ТЕКСТ, ПРОИЗНЕСЕННЫЙ ПЕРЕД НАЧАЛОМ КОНЦЕРТА
В ШУШАРАХ? ДЕЛО В ТОМ, ЧТО ЗАПИСЬ ЭТОЙ ПРОГРАММЫ ИМЕЕТ ХОЖДЕНИЕ В НАРОДЕ, И
НЕ ВСЕМ БУДЕТ ЯСНО, ЗАЧЕМ ПОНАДОБИЛОСЬ ПРЕДСТАВЛЯТЬ МУЗЫ-КАНТОВ ТАКИМ ОБРАЗОМ:
ГИТАРИСТ-ОПТИМИСТ, САКСОФОНИСТ-ЧЕЛОВЕК В ОЧКАХ...
- Лучше отвечу я (в разговор вступает Рогожин), ведь мне и пришлось в итоге
говорить эту глупость. За пять минут до начала нашего выступления кто-то из
руководства ДК заглянул в гримерную, и нам было заявлено что в таком виде на
сцену нас не выпустят. С помощью устроителя концерта нам удалось убедить администратора,
что это буффонада, что, мол, присутствуют элементы малой театрализации и т.д.
и т.п. Эти термины, видимо, напомнили этой даме что-то из программы института
культуры, который она когда-то окончила, и она, чтобы не показать себя полной
дурой, разрешила нам выступить, но с одним условием: перед каждой песней объяснять,
каким образом внешний вид связан с содержанием. Наконец сошлись на том, что
объясним это один раз. Таким образом все стало сильно напоминать оперетту, где
одно и то же сначала споют, потом скажут, и наконец, станцуют.
- И ЕЩЕ ВОПРОС, ТОЖЕ КАСАЮЩИЙСЯ ИМИДЖА: КАК ПОЯВИЛСЯ КИРИЛЛ МИЛЛЕР? ЕГО
ВЛИЯНИЕ НА ВАС, В ЧАСТНОСТИ НА ВАШ ВНЕШНИЙ ВИД, МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫМ.
- Кирилла привел Олег перед фестивалем. До этого, надо признать, существовала
идея создания романтической программы "Вернись в Сорренто", он же поставил все
на места и придал композиции завершенный вид, за что ему огромное спасибо.
- КАКОВА ВАША РОЛЬ В ФИЛЬМЕ "ВЗЛОМЩИК"? Я ПРИСУТСТВОВАЛ НА СЪЕМКАХ И, ПРИЗНАЮСЬ,
БЫЛ НЕМНОГО ОЗАДАЧЕН ВАШИМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ. ОНО МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ, ЕСЛИ МОЖНО ТАК
ВЫРАЗИТЬСЯ, НЕ ОЧЕНЬ ВАШИМ...
- Дело в том, что съемки есть съемки. Люди из "Ленфильма" очень мешали и все
время старались сделать из нас "урлоту", но было обещано, что отснятый материал
не будет показан в "антирекламном" контексте.
- КАК ОЦЕНИВАЕШЬ ПРОШЕДШИЙ ФЕСТИВАЛЬ?
- На предыдущих фестивалях были сильные выступления, а это был сильный фестиваль,
самый крутой по музыке, по идейности, по атмосфере. Понравились ИГРЫ, очень
порадовал ЗООПАРК: поворота в эту сторону я от Майка не ожидал - славная голливудская
группа. АЛИСА - сплошные внутренние заморочки, соответственно, и выступление
было не лучшим и оставило впечатление, что АЛИСА - это Кинчев. У ТЕЛЕВИЗОРА
интересные тексты, но остальное бедновато. МОДЕЛЬ - тут и говорить нечего; Цою,
похоже, просто не повезло, а вот АКВАРИУМ, на мой взгляд, выступил слабо: вышли
эдакие "отцы" и, не напрягаясь, сорвали бешеный аплодисмент ... это напоминало
отчет о проделанной работе.
- СИМПАТИИ ЗА РУБЕЖОМ И В МОСКВЕ?
- Там - КЛЭШ, ПОЛИС, в столице - КОПЕРНИК, ЗВУКИ МУ.
- В "АУКЦИОНЕ" МУЗЫКУ ПИШЕШЬ ТОЛЬКО ТЫ?
- Да, к сожалению. А вот тексты в последнее время хорошо стал писать Дима. В
частности, "Женщина" - это его песня.
- КАКИЕ БУДУТ ПОЖЕЛАНИЯ НАШЕМУ ЖУРНАЛУ?
- Хотелось бы видеть в нем больше информации о молодых группах: согласись, что
год назад вам и в голову не приходила мысль об интервью с нами - так ведь? Мне
кажется, что есть смысл писать о начинающих, даже если они еще не успели стать
популярными.
- А ПОЖЕЛАНИЯ КЛУБУ?
- Побольше демократии, побольше билетов и концертов. И давайте не будем ориентироваться
только на опытных музыкантов: пусть возможность выступить получат все - проверка
сценой многим поможет правильно оценить свои силы и разобраться, стоит ли продолжать
или вернуться в НИИ или к станку. Клуб - наша организация, и нам с ней жить,
так что давайте жить лучше!