Григорий ГОЛЬДЕНЦВАЙГ,
журнал "Афиша",
№7 (126), 12 - 25.04.2004
Гражданка
в шали и со скрипкой притопывая надвигается на контрабасиста Волкова. Вокруг
неё кругами, как луна вокруг земли, перемещается девица в полушубке. Поют
"лели-лели"; под странно синкопированный, совершенно бедуинский
ритм расходятся на голоса. Волков держит осаду - и не выдерживает, начинает
щипать струны контрабаса. Скрипачка полуприседает, её движение передаётся
четырём товаркам, со стула вскакивает Сергей Старостин, приседает по инерции,
хватает рожок, но, передумав, откладывает. "Нет, вот как в прошлый
раз надо!" - говорит Старостин, и пока дамы из ансамбля духовной музыки
"Сирин" переваривают его слова, повисает секундная пауза. Тишину
прерывает бренчание на трёх аккордах. Бренчит Леонид Фёдоров. "Так,
- мотает головой Волков, - эффект неожиданности может потеряться".
Лидер "Аукцыона" медленно умолкает. "Девочки! - строго, как
учитель, говорит тем временем Старостин. - Постройте же последние два куплета.
И переход на "Тимоню".
Фёдоров, Старостин, Волков и "Сирин" - всего около 25 человек
из разных музыкальных миров репетируют вместе постпасхальный "Воскресный
концерт". "Фольклор, духовная песня, что-то из "ВолковТрио"
и что-то с Фёдоровым", - скороговоркой объясняет концепцию Волков.
Впервые он здесь играет только с "Сирином"; все участники концерта
давно общаются - не на сцене, так за её пределами. Сначала программу хотели
назвать "О причинах пения". "Человек, - поясняет руководитель
"Сирина" Андрей Котов, - начинает петь, когда не хватает слов,
чтобы выразить чувства. Когда его переполняет чувство, поёт матерные частушки,
песни о любви к Родине, духовную музыку. Мы соединили разные миры: фольклор
- мир людей, которые мыслят себя в связи со всем живым; мир городского человека,
который существует на кухне с друзьями и постоянно ищет смысл жизни, и традиционную
духовную культуру. Всё это живёт внутри и вокруг нас одновременно".
Основа - красота незавершённости. Канонизм духовных форм и джазовая импровизация.
Смысл репетиции - в совмещении переходов. Самое трудное - совместить этих
людей в одно время в одном месте. Фёдоров убежал первым, Старостин и Котов
о чём-то спорят, на ходу натягивая куртки, и "Сирин" торопливо
расходится - все поют в церкви, завтра службы и репетиция в Центре Мейерхольда:
Валерий Фокин ставит "Шинель". "Антон, - возмущённо говорит
молодому организатору концерта Котов, - девушки сказали, что у тебя билеты
по тысяче рублей!" Организатор вздыхает, как коммивояжёр, предлагающий
дорогой и редко востребованный товар. Духовные стихи, песни ярославской
губернии, каноны XVII века, старостинские просвирелка, пыжатка, бербень,
фёдоровские три аккорда - и переход на "Тимоню".