Александр ГОРБАЧЕВ,
zvuki.ru, 20.04.2004,
оригинал лежит здесь
Конечно,
очень заманчиво было бы заявить, что "Воскресный концерт" - мероприятие
экспериментальное и неожиданное, только вот это не совсем правда. За последние
несколько лет все участники концерта успели переиграть друг с другом в самых
разных составах: Владимир Волков записывал совместные альбомы и со Старостиным,
и с Федоровым, последний, в свою очередь, включил в свой альбом "Анабэна"
один из распевов хора Сирин и запустил в прошлом году проект Федоров-Котов-Старостин,
ну и так далее. Короче говоря, "Воскресный концерт" смотрелся не любопытной
продюсерской причудой, а вполне закономерным итогом совместной деятельности
этих музыкантов, в каком-то смысле, акцией по подытоживанию и осмыслению
накопленного музыкального опыта.
В том, что вся эта компания выступала с совместной программой в Московском
Международном Доме Музыки, тоже нет ничего особенно удивительного - этот
зал далеко не столь консервативен, как другие академические московские сцены,
ну а потрясающая сцена и очень чистый звук пошли всему происходившему исключительно
на пользу. Странная история приключилась только с публикой - несмотря на
то что "Воскресный концерт" активно и благожелательно анонсировался многочисленными
СМИ, в зале были заметны многочисленные пустые места. Дошло до того, что
изрядное количество слушателей покинули концерт ещё до его завершения, что
смотрелось весьма странно и неприятно. Сразу вспомнился январский концерт
"Зимы не будет", когда часть публики, пришедшая в зал Чайковского исключительно
ради выступления Аукцыона, начала освистывать и захлопывать длинное минималистичное
фортепианное вступление к произведению Владимира Мартынова "Листок из альбома".
До такого на сей раз дело, к счастью, не дошло, однако многие зрители явно
не очень понимали, куда они попали и что происходит на сцене.
А то, что происходило, напоминало не столько традиционный концерт, сколько
сложный музыкальный спектакль с хорошо продуманной драматургией, большим
количеством подтекстов и глубоким смыслом. Спектакль, темой которого было
- как можно было понять уже из названия мероприятия и времени его проведения
(через неделю после Пасхи) - вечное обновление жизни, уход в небытие и возрождение
в этом мире в новом обличье. Впрочем, это пафосное высказывание настроению
самого "Воскресного концерта" мало соответствует - никакой помпезности в
представлявшейся музыкантами программе (а это и вправду была цельная программа,
выработанная после полугода репетиций) не было. Видимо, во многом потому,
что форма выражения столь мощного содержания была выбрана очень верно -
так или иначе, все происходившее на сцене интерпретировало, переосмысливало
и давало новую жизнь фольклору и традиционной музыкальной культуре: Сергей
Старостин, поющий под авант-джазовый аккомпанемент ВолковТрио всамделишные
народные лирические песни, хор "Сирин", те же песни перемежающий церковными
распевами, Леонид Федоров с Волковом-Курашовым-Сладкевичем, в своих композициях
возрождающий и по-новому толкующий все те же вечные темы и мелодии. Уже
известные по многочисленным альбомам вещи - от "Якорей" Федорова до аутентичных
"На нашей деревне" и "Когда молод был" - звучали в контексте всего концерта
не то, чтобы совсем по-новому, но все-таки несколько иначе, со смещенными
акцентами.
Ссылаться в музыкальном репортаже на то, "как беден наш язык", - некоторый
моветон, но мне все-таки придется это сделать. Сколько ни рассуждай о переосмыслении
и обновлении традиционной музыкальной культуры, о новых-хорошо забытых старых
формах музыкального языка, о выстроенности композиции мероприятия - настоящего,
субъективного эффекта, который произвел "Воскресный концерт", все равно
не передашь. Потому что когда странный, страшный и до боли печальный плач
деревенской старушки по погибшему сыну, записанный на пленку и показанный
на висящем на сцене экране, сменяется завораживающей, мистической, невероятной
версией давно знакомой песни Федорова "Голова-нога" в сопровождении ВолковТрио
и Старостина, ощущение возникает почти физиологическое - мурашки по коже,
страх, ощущение ухода в нечто запредельное, и это толком не опишешь. И толком
не опишешь ту радость, которая появляется в конце концерта, во время слаженного
исполнения Пасхального гимна тремя хорами в сопровождении все тех же музыкантов
- радость, которая и вызывает нелепую улыбку на лице на всем пути от концертного
зала до дома. Оказывается, бывает и такое, амбивалентность в действии -
страх смерти и радость воскресения, древнерусские хоровые распевы и песни
Леонида Федорова, поминальный плач старушки из вымирающей деревни и пасхальный
гимн хора "Сирин", все вместе, в одном круговороте-карнавале-празднестве.
Концерт длился более двух часов, и без не совсем удачных моментов, конечно,
не обошлось - отдельные хоровые номера получились несколько затянутыми,
а некоторые переходы между составами - не совсем логичными. Но это, по большому
счету, неважно, потому как рассматривать "Воскресный концерт" по отдельным
частям не стоит. Концерт в данном случае - это почти название произведения,
как у академических композиторов: для хора, джазового трио и двух вокалистов.
Получается, в каком-то смысле, обновление не только традиционных тем и смыслов
русской этнической музыки, но и возрождение в совсем новом, причудливом
качестве классической музыкальной формы - с прологом, несколькими последовательно
сменяющимися частями и торжественно-восторженном завершением. Только вот,
в отличие от традиционных концертов, партитуры которых расписаны и отпечатаны,
исполнение этого произведения было событием единственным и уникальным. Поэтому
зрителям оставалось только долго и упорно вызывать на "бис" всех участников
действа и надеяться на то, что ещё раз увидеть подобное все-таки удастся.