Стас ЕФРОСИНИН
zvuki.ru, 23 августа
2006 г.,
оригинал лежит здесь
Когда
встречаются два гения, они либо откусывают друг другу головы, либо
создают нечто такое, что люди смогут по-настоящему оценить только
через кутильон путильонов лет. Когда встречаются два инопланетянина,
они начинают общаться между собой на недоступном для человеческого
понимания языке. В клубе "Билингва" встретились два гениальных инопланетянина
- Леонид Фёдоров и Владимир
Волков.
Трудно сказать, для кого действительно выступали два эти столь непохожие
и столь дополняющие друг друга артиста. Владимир Волков - один из
лучших джазовых музыкантов страны, человек-контрабас и человек-оркестр,
извлекающий из своего неповоротливого инструмента то выскребающие
средневековый ужас инфраволны, то хихикающие и ласковые звуки флейты.
Контрабас Волкова - это, несомненно, его второе "я", его двойник.
И на все эмоции своего хозяина - будь то бешенство, порыв нежности,
созидательное или безразличное настроение - инструмент отвечает абсолютной
взаимностью. Широта артистического амплуа контрабаса Волкова по-настоящему
удивляет: от задумчивости симфонического оркестра до яростных джунглей,
от беспринципности и анархизма Шёнберга и Колтрейна до безоговорочной
покорности Филипа Гласса.
Леонид Фёдоров известен широкой публике как лидер и вокалист группы
АукцЫон. Однако в последнее время он уделяет
всё большее внимание сольным проектам - именно в них начал раскрываться
совсем другой Фёдоров, не тот, к которому многие привыкли. Это Фёдоров
зауми и Фёдоров потока сознания, это шаман и пророк, небожитель и
античный философ. Кажется, теперь певец нашёл своё истинное и окончательное
воплощение в творчестве ОБЭРИУтов (в частности, Александра Введенского),
в методах автоматического и минималистского письма. Тексты, на которые
пишет свои песни Фёдоров, - это сплошь эвфония и звукопись и вместе
с тем это разложение, умирание какого бы то ни было внешнего, привычного
смысла. Его песни зачастую похожи на кухонные монологи, когда в уютном
кругу близких друзей не требуется пояснять давно обговоренные категории,
а потому многие мысли бросаются на полуфразе, на полуслове. Тот, кому
надо - поймёт. "Догадывающийся догадается". В интерпретации Федорова
бессмысленные авангардные и сюрреалистические тексты Озерского, Волохонского,
Хлебникова, Введенского получают некий пронзительный, реалистично-трагический
смысл. Создаётся ощущение, будто он постиг нечто невыразимое и безысходное
и маскирует эту открывшуюся ему истину заумью и потоком сознания,
оставляя для неискушённого слушателя только голые нервы.
Однако именно этот неискушённый слушатель, видимо, еще не понял, что
прежнего "Лёньки" больше нет, что после такой программы трудно выйти
и исполнить что-то еще на бис. Надо сказать, что публика в эту субботу
собралась на редкость случайная.
Интересно, чего ждали эти наивные люди, когда шли на концерт Леонида
Фёдорова и Владимира Волкова? Несмотря на бесконечные водочные заказы,
несмотря на то, что люди вокруг постоянно разговаривали, а какой-то
пошлый бородач очень долго ходил по залу и всех доставал, - несмотря
на всё это и многое, многое другое, концерт получился незабываемым.
Программа состояла в основном из относительно новых вещей, большая
часть из которых написана на стихи Введенского: "Червяк", "Сын", "Верьте",
"Немцы" и т.д. Разумеется, звучали и песни из репертуара АукцЫона,
но их было гораздо меньше: "Ягода", "Стало", "Что похуже на потом".
За весь концерт ни разу не бросивший ни одной реплики в зал, Фёдоров
был направлен вглубь себя. Казалось, он не слышит бешеных аплодисментов
и вообще мало интересуется происходящим в зале. То привставая со стула
с гитарой на весу, то сгибаясь пополам, певец будто заново переживал
рождение новой песни, нового смысла, нового замысла.
Мне не нравится что я смертен,
мне жалко что я неточен.
Многим многим лучше, поверьте,
частица дня единица ночи.
Эти во многом манерные стихи Введенского в исполнении
Фёдорова получали совсем иное - интровертное - звучание.
Для того, чтобы слушать современного Фёдорова надо полностью переконструировать
залы, в которых он выступает. Всех слушателей необходимо отделить
друг от друга перегородками, чтобы никто не мог видеть соседей или
быть увиденным ими. Чтобы каждый мог полностью раствориться в созерцании
тайны своей души.
Фёдоров и Волков - это два инопланетянина, которые выходят на сцену,
чтобы поговорить друг с другом на своём языке. И им неважно - успел
кто-то ещё понять их или нет. Догадывающийся догадается...