Дмитрий КРЮКОВ,
zvuki.ru, 1 апреля
2005 г.
оригинал лежит здесь
размещено с разрешения автора
Первые
два вопроса из заготовленного списка ушли коту под хвост. Леонид
Федоров умело свел их к своему любимому ответу "Ну, так получилось".
После чего спросил, слушал ли я вообще новый альбом "Таял". Я с
некоторым стыдом сказал, что нет, но оказалось, что это нормально,
потому что материал только сегодня сдали в печать, и вообще не факт,
что диски появятся на презентации альбома 2 апреля в ЦДХ. Леонид
провел меня в комнату, уставленную компьютерами и прочими устройствами,
посадил на свой стул и включил новые песни. Потом пошел покурил,
вернулся и с любопытством посмотрел на меня. Врать не понадобилось
- материал был потрясающий.
Скрипки, сэмплы, голос Анри Волохонского и даже Владимира Волкова
("Вовочка поет", - шутит Федоров). Слегка матерный текст одной из
вещей. И жемчужина альбома - фантастическая партия баяна Сергей
Щуракова в одной из версий заглавной композиции "Таял". - Клевый
баян, да? - спрашивает Федоров. Понимаешь, почему у Федорова все
"Ну, так получилось". Ну нет, нет у меня слов описать эту партию
баяна - она именно такая, как должна быть. У Федорова слов тоже
нет. Смотрю на нагромождение техники. Сам понемногу занимаюсь музыкой
на компьютере, но рядом с такими устройствами, которые стоят в рабочем
кабинете Федорова, чувствую себя дилетантом...
Звуки.Ru: - Леня, вы легко всему этому обучились? Это
ж все относительно недавно появилось...
Леонид Федоров: - Ну, а куда деваться. Надо же было.
Звуки.Ru: - Сколько Вы писали этот альбом?
Леонид: - Год примерно. Устал уже. Рад уже покончить с ним
и начать что-то новое.
Звуки.Ru: - А предыстория?
Леонид: - Во многом все идет из несостоявшегося концерта
с композитором Владимиром Мартыновым и скрипачкой Татьяной Гринденко
"Бин Ладен и Святой Франциск". Было жаль, что этот концерт так и
не отыграли, но все, наверное, к лучшему, так как много материала
вошло в этот альбом.
Звуки.Ru: - Насколько я знаю, была, так сказать, и философская
база?
Леонид: - Ну, в некотором роде да. Почти целый этот год я
ходил с книжкой Мартынова "Конец времени композиторов". Меня очень
тронула идея, что раньше все люди были просто на другом уровне веры
в бога, они жили с богом, поэтому и музыка творилась на совсем другом
уровне. Были Композиторы с большой буквы. А теперь веры в сердце
нет, и мы с трудом можем сами что-то создать - сплошное цитирование
и повторение. Разумеется, встает резонный вопрос - а зачем мы тогда
все ковыряемся тут?
Звуки.Ru: - И зачем?
Леонид: - Ну, во-первых, пытаться все равно надо, во-вторых,
тут есть такое любопытное противоречие: с одной стороны, надо бы
от этого уйти, а с другой - забавно поиграть со всеми этими цитированиями,
повторами. У меня вот на альбоме столько сэмплов использовано: Малера,
Queen, еще кучи музыкантов, причем в большинстве случаев ни один
швондер не докопается, где что.
Звуки.Ru: - Постойте, ну, допустим, у нас кризис музыки -
из-за кризиса веры. А как же мусульманские страны? У них же, по
идее, должны продолжаться традиции, следовательно, остаться композиторы...
Леонид: - Да, у них все должно продолжаться. Я не большой
специалист в мусульманской музыке, я все же нашу культуру представляю,
и мне жить с ней, но у них традиции крепче. Или вот в Индии - наш
бывший гитарист там побывал, и рассказывает взахлеб, что там все,
просто все живут с верой в бога. То есть у них даже нет ни тени
сомнения, что бог есть! А у нас это выжгли все, у нас все наоборот.
А вот теперь представьте, что значит - жить с верой. Это совершенно
другой уровень уверенности, знание, что после смерти все не закончится,
что всегда есть зачем жить. Даже в Европе, кстати, ситуация еще
куда ни шло в этом смысле, а у нас бардак.
Звуки.Ru: - И что делать? Или возврата к прошлому уже нет?
Леонид: - Я скромно полагаю, что этим должно государство
заниматься. Принимать программы по восстановлению культуры, что-то
такое... Вы знаете хоть об одной такой программе? Я вот не знаю.
В итоге этим занимаются одиночки. Старостин, Котов: Несколько сотен,
ну тысяч может быть человек на всю страну.
Звуки.Ru: - Эту мысль Вам донести удалось?
Леонид: - А бог его знает, я таких глобальных задач не могу
перед собой ставить. По правде говоря, получился довольно пафосный
альбом, с оркестром и т.д., что не характерно для меня. Что ж, получился
и получился, следующий значит другим будет.
Звуки.Ru: - А что планируется потом? Поклонники Вашего творчества
давно ждут какой-то программы трио Федоров - Котов - Старостин?
Леонид: - На самом деле, пора бы. Но что-то все не получается.
С одной стороны, пока программа весьма и весьма "лоскутная", видно,
что три разных человека это играют, с другой - они когда вдвоем
выступают, говорят, что без меня им чего-то не хватает, ну и мне
без них чего-то часто не хватает. Посмотрим.
Звуки.Ru: - А совместная серия концертов с Дмитрием Озерским?
На меня эта программа произвела очень сильное впечатление.
Леонид: - Тут тоже неясная картина. Вроде действительно интересная
программа. Но я, честно признаюсь, несколько устал от этой акустики,
от гитары. К тому же, у меня палец сильно болит уже полгода, нерв
зажимает - иногда я просто играть не могу. Надо бы подлечить его
для начала, а там смотреть.
Продолжаем слушать альбом. Вновь слышу голос Анри Волохонского
- поэта, соратника Алексея Хвостенко и давнего соавтора Хвостенко
и Федорова.
Звуки.Ru: - Как, кстати, поживает Анри? Оправился после смерти
Хвоста?
Леонид: - В целом да... Готовит сейчас книжку с собранием
сочинений Хвоста, скоро выйдет в России. Он такой, такой волшебный
человек. Я все хочу его побольше записывать, на видео может даже
записать, а еще лучше - в Россию привезти.
Звуки.Ru: - Не едет?
Леонид: - Не едет, как тридцать лет назад уехал, так привык,
и больше не хочет приезжать. Да и возраст уже...
Приходит девушка из 'Нашего Радио', за 10 минут задает несколько
вопросов и убегает дальше. - Какие новости у 'Ауцыона'? - спрашивает
она. - У 'Аукцыона'? Да вот Озерский разве что женился, - заразительно
хохочет Федоров.
Звуки.Ru: - Не надоели вопросы про 'Аукцыон'? - спрашиваю
я после ухода девушки, помня, что какое-то время назад Федоров начинал
раздражаться, когда речь шла об 'Ы'. Федоров мгновенно становится
серьезнее.
Леонид: - На самом деле, я уже действительно хочу что-то
сделать вместе с группой. Потому что все же в ней что-то есть, раз
она уже столько лет существует и делает довольно интересные вещи.
Но это не только и не столько от меня зависит.
Звуки.Ru: - А от кого это зависит?
Леонид: - Все необходимые факторы должны собраться в одном
месте, совпасть.
Звуки.Ru: - Сейчас вам с группой предстоит американский тур?
Леонид: - Да, и довольно большой на сей раз. Скоро уже едем.
Звуки.Ru: - Интерес к 'Аукцыону' за рубежом растет?
Леонид: - (снова улыбается): - Это у меня растет интерес
к США. А у них к нам - не знаю; совсем, совсем, не уверен.
Звуки.Ru: - А как же недавний визит в Швейцарию вместе с
Волковым и Старостиным?
Леонид: - На самом деле, я так и не понял до конца, что мы
там делали. Там был крупный форум, выступали ЧАЙФ, Мелазде, Басков,
In-Sight, ну и мы. И вот мне показалось, что все швейцарцам понравились,
а мы одни - нет. Пришли, сели, завывали что-то свое... Совсем не
в формате после ЧАЙФа.
Звуки.Ru: - Да ладно, а как же In-Sight? Примерно одного
поля ягоды.
Леонид: - Да, In-Sight - отличная группа. Нино Катамадзе
сейчас вообще равных нет: На всем нашем пространстве такого явления
еще не было, попомните мое слово. Группа сама по себе тоже хороша,
но Нино - нечто совсем отдельное. Конечно, ее и там хорошо приняли.
Ну а мы как-то в струю не попали. Хотя может мне и кажется это.
Федоров наливает чаю.
Звуки.Ru: - А сколько примерно у Вас песен сейчас, которые
ни в одну программу пока не вошли?
Леонид: - Штук 5-6. Иногда бывает, что песня спустя 20 лет
почти выстреливает - как "Города, например. Так что это такой процесс,
мало объяснимый словами. Иногда вот никак песня какая-нибудь никак
не записывается, никуда не влезает.
Звуки.Ru: - А что с "классической" версией "Старца", которую
мы слышим на концертах? В "Лиловый День" неожиданно вошла совсем
другая версия.
Леонид: - А вот с ней все более менее ясно. Как раз сейчас
готовится переиздание "Лилового Дня", и там эта версия видимо будет.
Я вообще перетасовал сонг-лист, альбом сразу жестче как-то стал.
Кстати, и то, что о чем вы говорили, тоже не совсем классическая
версия. На клубных концертах вообще все что в голову взбредет играю.
На то они и клубы - формат такой. Даже чужие песни иногда.
Звуки.Ru: - Любопытный, помню, был вариант одной из песен
Гражданской Обороны... Кстати, Вы новую их пластинку слушали?
Леонид: - Нет, не слушал. Неплохо? А что еще хорошего сейчас?
Звуки.Ru: - Для меня - Piano Magic.
Леонид: - Не знаю таких. Вообще, я в какой-то момент выпал
из этого рок-пространства. Особенно у нас рок понемногу замкнулся
в себе, примерно как барды раньше. То есть вроде куча народу этим
занимается, а отдачи вовне - никакой. В Европе тоже примерно так
же. Из нового... Том Уэйтс отличные новые диски сделал. Но я сейчас
больше другие вещи слушаю - классику, румынских цыган.
Звуки.Ru: - А как Вы пришли к классике? Полагаю, этот вопрос
интересует многих из тех, кто пытается следить за оригинальной современной
музыкой, но по какой-то причине прошел мимо классики.
Леонид: - А не знаю, в какой-то момент просто начал слушать
все подряд и понравилось. К тому же, еще раз говорю, это уже совсем
другая музыка. В которой огромные пласты смысла.
Звуки.Ru: - То есть, в принципе, можно предполагать, что
в дальнейшем Вы будете продолжать использовать классику в своих
работах?
Леонид: - Совсем не факт. Я просто рад, что закончил этот
альбом. Проектов много. Далеко не все реализуются, ну так это и
хорошо наверное. Конечно (Федоров допивает чай и смеется),
иногда думаю: а на фига я это все делал? Ну, так получилось.
Звуки.Ru: - Мы вот на этих альбомах учимся...
Леонид: - (улыбаясь): - Ну, если кому-то это
нужно, то замечательно.