СЛУШАЙТЕ
РАДИОСЮЖЕТ-АНОНС КОНЦЕРТА
"ЗИМЫ НЕ БУДЕТ", ПОДГОТОВЛЕННЫЙ АННОЙ АРУТЮНЯН ДЛЯ BBC
RUSSIAN
(mp3, 5 mB, файл будет находиться в свободном доступе только до 14.01.2004) |
Анна АРУТЮНЯН,
bbcrussian.com, 09.01.2004
оригинал лежит здесь
На этой неделе в московском концертном зале им. Чайковского состоялся необычный рождественский вечер, в котором ансамбль старинной музыки сошелся вместе со знаменитой рок-группой.
Событие под названием «Зимы не будет»
представляло собой не столько концерт, сколько метаморфозу барочной классики
в современный авангардный рок.
Вивальди, Преториус и Перселл будто превратились в современных музыкантов
в лице московского академического композитора Владимира Мартынова с его
ансамблем Opus Posth и экспериментальную рок-группу «АукцЫон».
Некоторые слушатели, пришедшие на концерт послушать в течение двух часов
барочную классику, современный минимализм Мартынова, и авангардный рок лидера
«АукцЫона» Леонида Федорова, могли, вполне оправданно, ожидать эклектику.
Без эклектики
Однако, как сказал организатор концерта, директор культурного
центра «Дом» Николай Федоров (Конечно же, Дмитриев, - прим. вебм.),
эклектики ни какой нет и не должно быть.
Как он себе это представлял, на первый взгляд, было понять трудно: на сцене
появились члены Opus Posth в темном простом одеянии вместе со своими скрипками,
виолончелями, и альтами, потом вышли музыканты «АукцЫона», одетые в пестрые
камзолы эпохи XVII века, вместе со своими электрогитарами, барабанами и
саксофоном.
Также вышел на сцену длинноногий поэт и музыкант ансамбля Олег Гaркуша,
чье своеобразное черно-белое одеяние было трудно классифицировать. Между
первыми исполнениями он под музыку декламировал свои стихи.
А начали представление песней немецкого композитора рубежа XVI-XVII веков
Микаэля Преториуса, которую Леонид Федоров исполнил под гитару. Пел он ее
тем же голосом, в том же стиле, что и свою известную песню «Зимы не будет»,
только по-немецки.
Нет автора
Но, несмотря на такую пеструю смесь, избежать эклектики участниками
удалось по двум причинам. В них же и заключается весь смысл подобного сотрудничества
между жанрами, которые, на первый взгляд, кажутся несоединимыми.
Во-первых, Владимир Мартынов уже давно отрицает понятие автора. А создатель
и художественный руководитель ансамбля Opus Posth Татьяна Гринденко тоже
сосредоточена не на композиторах, а на самой музыке.
«Все мы немножко авторы, но среди нас нет авторов, - говорит она о своем
ансамбле. - Многие композиторы и поэты считают, что народное творчество
имеет какого-то автора, которого мы не знаем. Это не правда».
По ее словам, у ансамблей «нет главного». И именно поэтому, музыкантам удалось
найти то общее, что их объединяло.
Как выразился саксофонист «АукцЫона» Николай
Рубанов, «нас объединяла музыка». И даже если выступление временами
звучало как джем-сешн, зал это хорошо почувствовал.
Во-вторых, идея устроить совместный концерт барочной музыки и композиций
Мартынова и «АукцЫона» возникла у Гринденко и у Дмитриева именно потому,
что у этой музыки есть много общего.
«Академическая музыка сейчас переживает процесс старения или даже дряхления,
- говорит Гринденко. - А с другой стороны, происходит ведь какое-то развитие
музыкальных инструментов, новая аппаратура, новое качество, звук...».
Общие корни
Эта новая музыка, которая в академической среде воплощается
как минимализм, а в массовой-эксперементальной как рок, имеет общие корни.
Основа рока и минимализма, попросту говоря, - повторение простой, короткой
мелодии. И эту основу, если прислушаться, можно найти как раз в барочной
музыке.
Все это историческое музыкальное развитие было наглядно описано во втором
отделении, когда прозвучала новая композиция Мартынова «Листок из альбома».
Началась она длинным соло на фортепьяно, тем самым минимализмом повторения
одних и тех же несколько нот.
Потом, нарастая, покуда присоединялись новые инструменты музыкантов «АукцЫона»,
музыка прошлась по трем жанрам, пока она не превратилась в настоящий джем-сешн
рокеров.
Музыка как приношение
Завершилось действие тем, что на сцену вышел сам Владимир
Мартынов. Он безмолвно подошел к пюпитру с нотами, перед которыми никто
не дирижировал, взял в руки листок, и торжественно его порвал. Эпоха автора,
он видимо хотел сказать, действительно закончилась.
Но есть еще одна особенность почти всех представлений Opus Posth, и в частности,
при выступлении вместе с «АукцЫоном».
Объясняя, почему среди ее музыкантов «нет главного», и почему они часто
выступают в масках (на этот раз, однако, обошлось без них), Татьяна Гринденко
говорит о музыке, которую она играет, как о приношении.
«Я знаю Вивальди, - говорит она, - и я его приношу».
Но слушатели, добавляет она, также что-то приносят. Таким образом, джем-сешн
удался именно потому, что в нем, не обязательно подпевая, участвовали слушатели.
Они из пассивной аудитории превратились в участников рождественского таинства.