Александр БЕЛЯЕВ
"Новые известия",
26 декабря 2005 г.
оригинал лежит здесь
Лидер
группы «АукцЫон» Леонид Федоров обнаружил
для себя, что некоторые поэты начала прошлого века писали свои произведения
примерно в том же духе, что и современные постоянные авторы коллектива.
Эксперименты с песнями на стихи футуриста Велимира Хлебникова «АукцЫоном»
уже ставились, а теперь пришел черед Александра Введенского – представителя
знаменитого поэтического движения обэриутов. Новую программу «по Введенскому»
Федоров представил в субботу в ЦДХ совместно с контрабасистом Владимиром
Волковым – в последнее время своим неизменным партнером по сцене.
Программа прошла с аншлагом и вызвала у публики настоящий
восторг. Что неудивительно. Федоров – вокалист прославившейся в перестроечное
время питерской рок-группы «АукцЫон» – эдакий серый кардинал нашей
креативной сцены. Он нигде не мелькает, не пиарится, неохотно дает
интервью (в которых, впрочем, мало что рассказывает), но при этом
его энергия и продуктивность завидны. Попсовой славы он не снискал,
но андеграундная популярность его широка, причем зиждится отнюдь не
на «аукцЫоновской» славе. Сегодня проекты Федорова (что сольные, что
с «Волковтрио», что с композитором Мартыновым)
привлекают совсем юную аудиторию – студентов-гуманитариев. Дуэт с
контрабасистом Владимиром Волковым – относительно новый проект Федорова.
Первый их диск «Таял» переиздан в прошлом
году. А для нового альбома с транслитерированным немецким названием
«Безондерс» (т.е. besonders – «особенно»)
они нашли неожиданного «текстовика», которым стал Александр Введенский.
Честно сказать, лучшего «автора» для федоровских квазифольклорных,
джазово-психоделических музыкальных изысканий с мультимедийной поддержкой
найти трудно. В его песнях даже такой оригинал, как Велимир Хлебников,
предстает то слишком жестким и колючим, то, наоборот, размазанным,
бесстержневым, а его абсурдные находки – несколько случайными. Но
Хлебников – понятно, это поэзия до поэзии, музыка до музыки, стихи,
которые не сочинялись на бумаге, а выпевались из нутра. Введенский
– другое дело. Его «плавающие», меняющиеся размеры как раз очень хорошо
подходят к полусвободному, полуимпровизационному музицированию, к
которому тяготеют джазмен Волков и рокер-эксцентрик Федоров. Вековой
давности эстетский поэт Введенский предстал в обрамлении психоделических
компьютерных импровизаций. Концепция программы получилась как у настоящих
«будетлян»: не просто соединение «старого» с «новым», а архаичного
с суперсовременным.
Еще публику развлекали картинки на экране – то зал и сцена в реальном
времени («прямой эфир» в исполнении Волкова с цифровой камерой), то
странные нарезки вроде прогноза погоды телевидения некой арабской
страны – на песне с упоминанием бен Ладена.
Программа тщательно продумана: каждая пьеса – в своем жанре. После
каждого номера публика полсекунды сидит с открытым ртом, потом взрывается
аплодисментами.
Во время выступления «заводился» звук баса – он гудел, и прекрасных
импровизаций Волкова в верхнем регистре иногда вообще не было слышно.
Федоров порвал струну. Один раз подвел компьютер. Но все накладки
воспринимались как часть представления. На бис Волков сыграл на средневековом
инструменте виола-да-гамба. Федоров и Волков даже выглядели как люди
начала века… Правда, неясно, какого именно – предыдущего или следующего.
Но явно не нынешнего.