Сергей ГОЛИКОВ
Полит.ру, 27 декабря
2005 г.
оригинал лежит здесь
В
ЦДХ состоялась презентация альбома Леонида Федорова и Владимира
Волкова “Безондерс” на стихи знаменитого
обэриута Александра Введенского.
Легендарный лидер “Аукцыона”,
один из главных представителей российской авангардной сцены, смело
мешающий музыкальный и лингвистический эксперимент, мрачный стеб и
юродство, и лидер питерской неоджазовой группы “Волков-трио”
представили свой очередной совместный проект - альбом “Безондерс”
(besonders - нем. "особенно") на стихи Введенского.
Музыки как таковой почти не было. Гитара Федорова намеренно дребезжала,
он метался по маленькой сцене от одного микрофона к другому, произнося
слова абсурдистской поэзии (“Я как сапог одел чуму”), звенел бубенцами
и стучал в барабан. И если пел, то лишь низким глубоким голосом, не
иначе - сибирский таежный мужик или шаман, при этом одетый в мешковатые
штаны и “этническую” просторную рубаху. Кряжистому и угловатому Федорову
противостоял “светский” Волков, но лишь до того момента, пока сам
не начал терзать свой контрабас, извлекая из него скрежет, визг и
утробный гул.
После одной-двух песен трудно было представить этих двоих в “бытовой”
обстановке - казалось, они вышли из таежного полумрака и вернутся
из ЦДХ прямо туда же, домой - в густой лес, сложный сплав фольклорной,
ритуальной и словно навеянной ветром из города джаз-культуры.
При этом эксперименты Федорова с этнической культурой - никак не пресловутое
заигрывание с лубочным народничеством и уж тем более не нью-эйдж.
По форме - это намеки на традиционные гармонии, протяжную манеру исполнения.
Федоров не просто исполняет песни в “этнической” манере. Кажется,
что он нашел нерв какого-то утробного древнего сознания и теперь вытягивает
его на обозрение впадающей в транс публики (в зале был, конечно, аншлаг).
Здесь есть и русские народные традиции, и сибирский шаманизм, и даже
вкрапления индийской раги - безладовый контрабас оказывается очень
подходящим.
Трудно утверждать, что музыканты стремились достичь именно такого
“этнического” эффекта, но если говорить о пространстве, где может
встретиться современный авангард и традиционная культура, то это,
без сомнения, новая музыка Леонида Федорова. Что-то особенное.