Владимир СИВАШ
журнал "Афиша"
(Киев), 29.09.2003
размещено с разрешения редакции журнала
Фото Елены Абяновой
Культовый питерский музыкант, многолетний лидер группы "АукцЫон" Леонид Федоров устраивает в Киеве концертную презентацию своего очередного сольного альбома "Лиловый день".
Практически для всех, кроме ярых фэнов, на протяжении почти
20-летней карьеры, и особенно в период наибольшего взлета на рубеже 80 -
90-х, "АукцЫон" ассоциировался с Олегом Гаркушей. Публика падка на внешние
эффекты. А Гаркуша - настоящий эксцентрик и яркий шоумен - очень органично
представлял не менее эксцентричную музыку коллектива. К которой на самом
деле мало имеет отношения. Да и фронтмэн он условный - ведь основные вокальные
партии исполняет не он, и на инструментах играет больше для виду и колорита.
Реальный творческий мотор группы, который и поет, и на гитаре играет, и
музыку всю сочиняет, - внешне неброский Леонид Федоров. И те самые ярые
фэны "АукцЫона" почитают его за идола. С другой стороны, может быть, если
бы не Гаркуша, группа и не привлекла б такого внимания, а была бы явлением
уж очень в узких кругах. Потому как Федоров по этой части полнейший пофигист.
Они как два полюса. Гаркуша - буйно помешанный, Федоров - тихо помешанный.
Но помешательство в понимании Леонида правильная вещь: "Безумие, намой взгляд,
это единственное состояние, которое может вывести нормального человека за
какие-то рамки".
Обычно в головах таких "себе на уме" интровертов и рождаются оригинальные
мысли. С некоторых пор Федоров предпочитает реализовывать их вне "АукцЫона",
по крайней мере, классического созыва (группа хоть и была всегда чем-то
вроде коммуны, но имела все же определенный костяк). Причем произошло это
на самом пиковом моменте, когда в первой половине 90-х они могли стать главной
рок-группой страны. Приостановив на этом этапе студийную, но не концертную,
деятельность "АукцЫона", Федоров, во-первых, еще раз продемонстрировал,
что ход его мыслей явно отличается от общепринятого, а, во-вторых, неприятие
по отношению к коммерческой поп-музыке и шоу-бизнесу.
Хотя вряд ли Федоров стал бы его частью, даже если бы захотел. Его соло-продукция,
равно как и "АукцЫона", - вне запрограммированных стандартов нынешней сцены,
пусть даже и с приставкой рок. Олдовый питерско-свердловский рок, все более
известный как "говно-рок", не имеет ни малейшего отношения к Федорову
и Ко ни по музыке, ни тем более по звуку. Да, они из восьмидесятнического
Ленинграда, но нельзя же валить все в кучу - "Поп-механика" тоже оттуда.
О рокапопсе и птенцах "Нашего Радио" и говорить нечего. Козырев, впрочем,
до определенного момента даже пытался продвигать "АукцЫон", но коммерческое
пересилило эстетское - уж лучше десять "чичерин", чем эти оторванные от
реальности фрики.
Hекоторые затеи Леонида последних лет проходят скорее по части экспериментальной
музыки и авангарда, чем собственно рока. Куда уж тут вписаться в формат.
Речь идет не о проекте "Полковник и Однополчане" или продюсировании дебютного
альбома "Ленинграда", а, прежде всего, о собственных композициях Федорова
и записях с "ВолковТрио". Последние вроде бы как джазмены, однако, такие
нетривиальные (странное, конечно, слово по отношению к джазу, но все же),
что в джазовых кругах их своими не считают, по давней аналогии с Курехиным.
Если это и фри-джаз, то не по зауми или вычурной навороченности, а по подходу.
Такие методы - когда композиции базируются не на привычных мелодических
линиях, а на причудливых ритмических каркасах, вокруг которых в свою очередь
строится импровизация - Федоров и "ВолковТрио" применили на совместном диске.
"Там нет аранжировок. Они просто отсутствуют. Все привыкли, что есть песня,
аранжировка или инструментальная композиция. А вот чисто импровизационный,
джазовый подход почему-то уходит из поля зрения масс".
Приемы джаза только одна из форм, которые применяет Федоров в своей музыке.
Это могут быть элементы фолка. На ум приходят какие-нибудь балканские похоронные
песни или русские обрядовые. В этом плане характерно сотрудничество с чрезвычайно
интересным человеком Андреем Котовым и его хором "Сирин", специализирующимся
большей частью на старорусских духовных песнопениях. Приходилось бывать
на одном из их редких в СНГ выступлений - по интенсивности воздействия невероятная
вещь. Если копать еще глубже, то можно найти влияние европейского авангарда
прошлого века и даже классических композиторов. А отдельные детали конкретной
музыки (musique concrete) и эмбиента прослушиваются на заднике композиций
вполне очевидно: различные шумы, неожиданные атональные скрипы, перманентный
басовый гул: контрабас буквально терзает, медленно, но верно. Звучит все
зачастую минорно и тревожно. Описанное хорошо отображено на последнем до
недавнего времени диске Федорова - своеобразной компиляции "Анабэна".
Интересная ситуация со словами и текстами. Их в основном пишет не сам Федоров,
но именно его концепция интеграции слов в музыку приводит к необычным эффектам
восприятия текстов публикой. Поклонники слышат здесь какие-то особые послания,
скрытые символы, таинственную недосказанность. Федоров же такой эффект объясняет
просто: "Слова создаются, чтобы подчеркнуть голосовую партию и не испортить
ритмическо-мелодическую линию. Слова не должны мешать петь. Зачастую в наших
текстах нет никакого смысла. Когда мы сочиняем песни, у нас нет темы: есть
мелодия, к которой нужно подобрать слова, вот и все". Голос - как дополнительный
инструмент, не более того. Интересно, что обычно так мыслят передовые электронные
продюсеры, вроде Алекса Паттерсона или Алана Уайлдера.
Как пример, полный текст песни "Печаль" со свежего альбома "Лиловый день":
"Пусть печаль моя, грусть печаль моя, где-то быль моя, где-то даль моя,
все успел бы я, что успел бы я, все печаль моя, грусть-печаль моя". При
достаточном воображении в этих словах можно найти все что угодно, вплоть
до глубинных философских исследований. Но философия и вдохновение Федорова,
как было сказано, в музыке. Так на создание "Лилового дня" его вдохновляло
многое. От трубы джазового патриарха Дона Черри до волшебного голоса Имы
Сумак и песнопений того же хора "Сирин". От произведений Рахманинова, Вагнера,
Шнитке до перкуссионной психоделии японцев Kodo. Всем им Леонид выразил
особую благодарность.
Что из этого получилось, и как звучит материал "Лилового дня" вживую, можно
будет в ближайшие дни услышать на киевском концерте Федорова. (Пятница,
3 октября, 19:00, Центральный Дом Художника).