Программа, RA, выходные данные | Рецензии, пресса об альбоме
|
1. Музыка моя (3:22) текст Музыка Леонида Фёдорова (кроме 1) |
Музыканты: Низкий поклон: Сведение и премастеринг Андрея Романова |
|
||
|
1. Старец 2* текст * - только в этом издании |
Релиз приурочен к пятилетию лейбла "ГЕОметрия". В продаже с 15 октября 2008 года только в магазине «Дом культуры» |
Рецензия Ю. Яроцкого (Коммерсантъ и Ozon.ru)
Рецензия Владимира Преображенского (mNews.ru)
Рецензия Алексея Мажаева (журнал "Play")
Рецензия Алексея Крижевского ("Российская газета")
Рецензия Семена Кваши (Газета.RU)
Рецензия Александра В. Волкова (журнал "Ваш досуг")
Рецензия Шурика Горбачева (www.seesaw.ru)
Рецензия Максима Семеляка (журнал "Афиша")
Рецензия Алексея Мунипова (izvestia.ru)
Рецензия Марии Пальто (www.newsinfo.ru)"3-го сентября Леонид Федоров выпустил сольный альбом "Лиловый день".
Примерно так начинаются те довольно многочисленные рецензии, которые были опубликованы в разнокалиберных печатных и интернет-изданиях и которые все можно найти на сайте Федорова www.leonidfedorov.ru. Большинство из них стоит почитать - интересно. Интересно также и то, что день 3 сентября действительно был ознаменован выходом нового федоровского творения с лиловым негром (не мог удержаться!..) на лиловой обложке.
Все, кто писал об альбоме, писал о нем либо крайне положительно, либо восхвалял. А рецензий, повторюсь, много, что само по себе явление довольно уникальное. Пожалуй, ни один из предыдущих сольных альбомов Федорова, ни даже появившаяся в прошлом году после 8-ми летнего почти-молчания 'Это мама' АукцЫона, не спровоцировал в определенных кругах музыкальной (и не только) прессы такого к себе внимания. Примечательно в этом контексте то, что по количеству музыкантов, учавствовавших в записи, 'Лиловый день' не может идти ни в какое сравнение ни с 'Зимы не будет' (2000) - записанным с Волковым и Курашовым при содействии Старостина, Парфенова и Котова с его хором духовной музыки 'Сирин', ни с 'Анабэной' (2001) - дивным отчетом о записях с 1999 по 2001, где песни с 'Зимы не будет' перемешаны с их альтернативными версиями, и куда добавлены песни и зарисовки записанные с Сойбельманом, АукцЫонщиками и другими друзьями и special guests. Интерес, скорее всего, вызвало следующее. В последнее время Федоров в подполье не уходил. Мало того, записал с АукцЫоном хоть и не вполне полноценный, но столь долгожданный альбом - прошел целый год после его выпуска, а такое впечатление, что 'Это мама' увидела свет не далее, чем вчера. На гребне волны разговоров об АукцЫоне его заведующий выпускает 'Лиловый день'. И тут уж интерес вызвало то, как альбом был непосредственно записан, и, естественно, то, каким он стал в конечно итоге. Сам Федоров, как того и следовало ожидать, крайне мало сделал для промоушна своего нового детища, оставшись верным принципу 'имеющий уши да услышит'. Услышали многие. И услышали хорошо.
Такое количество (в 'федоровских' масштабах, конечно) откликов на 'Лиловый день' радует. Альбом, безусловно, заслуживает того, чтобы его купило и, главное, услышало как можно больше людей - причем не только отъявленные хард-кор фэны Федорова и АукцЫона, готовые идти за ним хоть в тартарары, но и та прослойка, для которой эта музыка может стать своеобразным открытием и толкнет их на осваивание на первый взгляд непроходимых джунглей 'Анабэны' и 'Зимы не будет'. Хотя последних, подозреваю, меньшинство. С другой стороны создается впечатление, что полностью утвердив себя не просто как теневой командир и вдохновитель АукцЫона, а просто как Леонид Федоров, создатель 'Лилового дня' вошел в некую нишу, в которой не 'сходить на Федорова' в 'Китайский летчик' или в 'Проект ОГИ', или же не признать его гением, а его творчество гениальным, негласно считается моветоном. Это не то, что настораживает, но немного озадачивает: уж определение 'модный' Федорову подходит приблизительно так же, как красочный эпитет 'элитный' по отношению к костюму или рубашке. А то, что не стильный он - это точно.
Некоторые говорят, что 'Лиловый день' - второй стопроцентный федоровский сольник, не принимая во внимание 'Зимы не будет', а также 'Анабену'. Другие считают, что это третья сольная работа Федорова, оставляя за бортом один из вышеназванных опусов. Автор этих строк скорее согласился бы с теми, кто поставил бы 'Лиловый день' под номером 4 сольном творчестве главного аукцыонщика, однако не подписался бы под тем, что новый альбом больше всех напоминает первый федоровский по-настоящему сольный диск 'Четыресполовинойтонны', записанный в истинно партизанских условиях для уплаты какого-то долга. В конце концов, не так уж и важно какой этот новый альбом по счету, и напоминает ли он предыдущие работы его создателя. Самое главное - это то, что у Леонида Федорова вышел новый альбом, и что так свежо, страшно, живо, открыто, искренно и близко русская музыка, пожалуй, никогда не звучала.
Нет смысла разбирать, характеризовать и комментировать каждый из 11-ти трэков, представленных на диске. Все, кто альбом слышал, знают, то каждый из них достоин отдельной статьи, и что слабых среди них нет, как нет слабых песен ни на одном из федоровских творений - будь то соло, или в составе АукцЫона. Альбом этот ни в коем случае нельзя разбить на части: прослушав пару песен нажать на pause, пойти на кухню, сварить кофейку, а потом, сделав пару смачных затяжек, этот диск дослушивать. Быть может, это у кого-то и получается, но тогда вряд ли они, купив 'Лиловый день' в начале сентября, до сих пор его слушают. Альбом вышел уж скоро как два месяца назад, а такое впечатление, что он еще только ожидается, и натоящая сила его вот-вот по нам ударит. И дело даже не в том, что практически все песни, входящие в 'Лиловый день' были слышаны по нескольку раз на федоровских концертах - будь то на сольниках, с Волков-трио, или в рамках нового проекта Федоров-Старостин-Котов. Все дело в той необычайной свежести, которой этот альбом дышит и которую распыляет вокруг себя, как удобрение, или наркотик, а скорее, как и то, и другое одновременно.
Возможно, эта необычайная свежесть питается двумя "сослагающими". Первое. "Лиловый День" записан Федоровым одним (отсюда логичное сравнение с "Четыресполовинойтонны", вышедшим в 1997-м году, и на котором звучат лишь голос-гитара). Только на двух песнях с Федоровым играет Виктор Бондарик, бас АукцЫона, и на одной слышна колесная лира Андрея Котова. Однако на всем диске новыми "партнерами" Федорова были такие имена, как Don Cherry, Ed Blackwell, Yma Sumac, не говоря уже о Рахманинове, Вагнере, Бахе, Вивальди, Шнитке и других. Федоров дирижирует этим новоиспеченным вневременным оркестром с шаманской легкостью, заставляя его подыгрывать своей потрепанной гитаре и севшему вкрадчивому голосу непринужденно и ласково. Свежо.
Второе. "Лиловый День" записан на кухне федоровской московской квартиры, и посему может восприниматься как своего рода возвращение домой, к истокам. Била ли запись на кухне вызвана прозаичной невозможностью писаться на хорошо укомплектованной студии? Может быть, но вряд ли. В конце концов, Федоров всегда говорил, что ему неинтересно писать вторую "Птицу". "Анабэна", хоть и является результатом трудоемкой студийной работы, звучит необычайно живо и напористо, а аукцыоновская "Это Мама", хоть и тоже записывалась в студии, но на 100 % в живую и всего за 5 (!) дней. А если оглянуться на весь пресловутый "русский рок" и все то, что есть в нем лучшего, то вышел он из кухонных и квартирных записей Аквариума, Башлачева, Летова, ГО, Янки... Помнится, в одном из очень немногих своих интервью Федоров сказал, что восхищается Егором Летовым, записывающем беспрецедентные по силе альбомы один в своей квартире в Омске, и что считает этот способ самым искренним способом самовыражения. Уверен, что большинство из слышавших хотя бы летовский "Прыг-Скок" с этим согласятся. Однако не думаю, что запись альбома в квартирных условиях была вызвана ностальгическим желанием "держаться корней". У Федорова с корнями всегда все было в порядке, он их держался от альбома к альбому крепче и крепче и вообще вряд ли считает запись на кухне своими корнями. Есть простое подозрение, что будучи человеком простым и с обостренным чувством вкуса, осознал, что именно кухня вкупе с Рахманиновым, Вагнером & Со. даст ему выход на новый уровень живого и свежего звука, к которому стремился всегда. Звука неотесанного и близкого.
Федоров во всех своих проявлениях необычайно близок к слушателю. Некоторые - особенно те, кто его слышит в первый раз или кто был на федоровских концертах и ждал от него заигрываний со зрителем между песнями, наверняка с этим не согласятся. Таких правда, осмелюсь предположить, не так уж и много. Федоровская близость в другом. Она в умении держать слушателя на одном дыхании - от начала до самого конца. Она в умении проникнуть в каждую нервную клетку, и там оставаться, вызывая трения и вибрации уже после того, как музыка закончилась, и сцена опустела. Близость эта может быть достигнута только неподдельной искренностью - в первую очередь перед самим собой. Главная задача настоящего Художника - остаться верным себе. Верность эта будет оценена рано или поздно, либо не будет оценена вообще. В Федорове эта искренность чрезвычайно проста - такое впечатление, что он просто не знает, как быть другим, или играть и записываться по-другому. Ему не нужно никому и ничего объяснять или доказывать, для него быть таким, каков он есть - самое натуральное, что может только быть, он по-другому не умеет. И делается все по тому же принципу: те, кому надо, найдут, послушают, поймут. А что подумают, как оценят - дело не его. Уверен, что он не читает рецензии на свои работы, потому что они ему неинтересны. И это вызвано не высокомерным отсутствием уважения к чужому мнению, а здоровым эгоизмом, питаемым утвердившимся мнением о разделе труда: мое дело сочинять, играть и петь, а рецензии пусть пишут и читают те, кому это надо. В этом и есть федоровская простота, близость и свежесть. И слушая "Лиловый День" еще раз осознаешь, что чья-либо оценка его волнует меньше всего. Он играет и поет как должен петь и играть - и поэтому альбомом доволен. По праву.
Возвращаясь к тому, что было за последние пару месяцев о "Лиловом Дне" написано и сказано, нельзя не заметить очередные признания Федорова гением, а его последнее детище гениальным альбомом. Интереса ради хотелось бы спросить у самого Федорова, какое бы он дал определение слову "гений" и считает ли себя таковым. При всем уважении к тем, кто так пафосно о Федорове отзывается, определение "гениальный" очень мало подходит как "Лиловому Дню", так и его автору. Возможно, мои понятия о гениальности, как явлении, недостаточно глубоки, но все же смеха ради можно выделить следующие "гениальные" категории. Первая - фигура а-ля Пушкин-Лермонтов: сотворил то, к чему близко никто не подошел и, вероятно, не подойдет; молод, умер "досрочно". Вторая - типаж а-ля Ван Гог - Лотреk или Высоцкий: сотворил... (см. выше), средних лет, не красавец или некрасив, все равно умер "досрочно". Наконец, третья - образ-тяжеловес а-ля Толстой-Достоевский-Роден: сотворил... (причем очень много), досрочно не умирал, отрастил длинную бороду. Если уж Федорова и засовывать в гении, то скорее во вторую категорию (не только из-за отсутствия бороды). В принципе, тех кто "гениализирует" Федорова, можно понять: дай Бог ему долгих лет счастливой жизни, но на его концертах иногда подкрадывается мыслишка о том, что человек, который может выкладываться так и играть с такой сумасшедшей отдачей, долго a priori не проживет - значит гений. И раз никто ни в России, ни за ее пределами так не играет - значит опять гений... Меньше всего хочется заносить Федорова в какие-то глупейшие рамки, которые ваш покорный слуга имел глупость обрисовать чуть выше. Меньше всего, особенно после прослушивания "Лилового Дня" хочется назвать Федорова гением, а альбом гениальным. Слово гений неизбежно ассоциируется с какими-то далекими и большими памятниками, далеким и длинными восхваляющими статьями и книгами, с еще более далеким поклонением чему-то неощутимому - тому, до чего нам, простым смертным, в жизни не дотянуться. Когда "далеко, далеко-ли, далеко", то "одиноко-ли ой, одиноко". Федоров же прост и близок. Его "Лиловый День" светел и чист. А звук иногда дребезжит, потому что близок он k нам.
Федорову не свойственны переодевания и смены лица. Лицо у него одно - очень русское лицо. Многие видят в русском начале печать постоянного трагизма и обреченности - отсюда такие мы все, наверное, "духовные" (ставлю в кавычки, потому что никогда не мог понять, что же это слово все-таки значит...). В Федорове можно услышать и старческую обреченность, и молодую грусть-печаль, и разбитную бесшабашность и страшную бесконечность. Суть в том, что эта пресловутая "духовность" у Федорова - в близости к каждому из тех, кто его слушает, и лицо его, как музыка его - "с добрым взглядом". Музыка его где-то рядом.
Куда Федоров пойдет дальше - неизвестно. Уверен, он и сам этого толком не знает. Тем лучше. Знаю только, что куда бы он не пошел, в какие бы дебри не залез, он всегда будет рядом. После болезненного "Зимы не будет", после нашпигованной "Анабэны", перед нами "Лиловый День" - пожалуй самый русский, самый народный, а потому и самый близкий из всех альбомов, прямо или косвенно претендующих на эти "звания". Записал его Леонид Федоров. Ему 40 лет, и он делает самую молодую и свежую музыку в России. Он маленький невзрачный человек с потрепанной гитарой. Простой и близкий."
Андрей Смуров"На новом лейбле «Геометрия» вышел сольный альбом лидера АукцЫона под названием «Лиловый День». Произошло это в начале сентября, пока «картавый маленький гитарист Федоров» (по определению г-на Кушнира) играл концерты в Штатах. Необходимо отметить козырное оформление пластинки в утонченно лиловых тонах со складным мини-буклетом внутри. Содержание замечательное: стоило пятнадцать лет бороться за качественный звук, чтобы в итоге записать сольник с естественным привкусом коммунальных щей. Легко ложась на слух, «Музыка Моя» открывает работу мимолетным заявлением солиста: «я хочу быть тоже вечен»… Бывает. «Думай Про Меня» - песня-молитва, не побоюсь такого определения, западает опасно глубоко и затуманивает все, что можно затуманить в принципе. Главное слово - «думай». Дальше «Вьюга»: «друг без друга светлей дорога»… Альбом получился концептуальный и болезненный - здесь полно зацепочек, вы что-то свое услышите. Дудочки, мужское хоровое народное пение, кряхтящий Федоров на 2 минуты и 16 секунд, отдаленные женские голоса - Имы Сумак, например; много скрипов, вздохов, шепотов и шумов, немецкое слово «sonne», едва различимо, но здорово в тему. Изрядное количество изысканных наложений приближает опус к ощущению гениальности. Голос и акустическая гитара – основной лейтмотив все же. Не обязательно снова изобретать велосипед: кажется, Федоров больше не хочет играть «раненного в голову» героя. Ему бы песню спеть... Слегка пафосные «Города» на стихи Олега Гаркуши приглажены небрежным вокалом, проглатывающим патетический привкус, однако песня все равно вызывает улыбку. Но, может, это как раз и неплохо, ибо грусти хватает. Особого задора нету, куда уж. Часики тикают, грампластинки шуршат и вертятся, вертятся… Чем глубже в альбом, тем громче. Чем громче, тем лиловей: «…ты ли милая моя?» Акустическая версия «Якорей» так же опасна, как и сама пластинка, собственно. Здесь ведь тонкий расчет. Имитация хриплого квартирника создает атмосферу полной душевности и бьет наповал. Медные духовые играют тремоло – это апофеоз. Встать на якорь, мы дома. Хорошо, просто отлично!"
Таня Маринкина
(также опубликовано в форуме на www.rockhell.spb.ru)"Весьма к месту, в самом начале сентября, вышел новый сольный альбом Леонида Федорова "Лиловый день", наполненный шелестом осенней листвы, звуком и шорохами вселенского одиночества, и предчувствием неизбежной зимы (которой действительно не было в году 2000-ом, но которая не забудет прийти на этот раз).
Тем не менее, работа получилась не совсем сольной: в записи принимало участие трио музыкантов (кроме гитары Федорова на альбоме можно услышать чудесную лиру Андрея Котова и бас Виктора Бондарика). Видимо, треугольник на самом деле является наиболее устойчивой фигурой, ибо после экспериментов с "Волков-трио" Леонид остался верным выбранной им форме.
Впрочем, задумывались ли вы, почему этот день - лиловый? Все просто - это цвет осуществившейся мечты (в то время, как мечты не осуществившиеся имеют статус голубых, а когда приходит их счастливый миг,они меняют свой оттенок). Вы спросите, причем же тут мечта? Но стоит разглядеть повнимательней вкладыш к обложке, как в висках тотчас забьется, запульсирует аукцЫоновское: "хочется, хочется...черную смелую женщину". Но только которую из них? - Буклет предлагает такое разнообразие чернокожего великолепия, что разбегаются глаза, да так, что в самой гуще смуглых тел едва угадываются лиловые силуэты Леонида Федорова и Дмитрия Озерского.
Однако по звучанию альбом вовсе не обжигает дыханием Африки, а морозит-завораживает легким касанием страха старости: "Бабуля", "Песня старца", "Муж" обнажают то, что скрывается в каждом из нас, и музыка несет в себе груз прожитых лет. Но стоит ли бояться кризиса среднего возраста, если "Музыка моя" открывает ворота в вечность, а "Лиловый день" все еще горит? И вновь компакт-диск в проигрывателе выходит на новую коду, и снова хочется жить, раздувая угли полупогасшего пепелища... "
Полина Бугаева
Напишите свою рецензию! Интересные будут помещены здесь