"ГЕОМЕТРИЯ", 2003
Новый альбом лидера «АукцЫона» записан на кухне. Согласно законам
шоу-бизнеса, он должен, просто обязан быть забракован. И это хорошо. Каждая
из песен имеет по крайней мере на два осязаемых ухом слоя. Первый - это
Леонид Федоров с гитарой, записанный цинично плоским, нарочито топорным
звуком (ручки эквалайзера крутить бесполезно); его дополняют, а порой даже
и заглушают бытовые шумы - от звука включенного газа на плите и вентилятора
до звуков дождя; фрагменты классических произведений (Рахманинов, Вивальди,
Шнитке), а также записи перуанской певицы Имы Сумак, дудука Дживана Гаспаряна,
хора русской духовной музыки «Сирин». Возникающие из ниоткуда и уходящие
в никуда. В целом ощущение такое, будто мы не просто подслушали, как напевает
человек в соседней комнате, а слышим музыку, звучащую у него в голове.
Что ценно, Федоров собрал на альбоме действительно новые песни: «Вьюга»,
«Полнеба», «Печаль», «Лиловый день»… И этим пластинка выгодно отличается
от его прошлых сольных работ - «Четыресполовинойтонны» и «Анабэна». Подавляющее
большинство текстов принадлежат постоянному автору «АукцЫона» Дмитрию Озерскому,
один - Олегу Гаркуше и один, наиболее футуристический, самому Федорову.
Лучшие композиции, на мой взгляд, «Музыка моя», «Думай про меня», «Вьюга»,
«Города».
Удивительный мелодизм Леонида Федорова не спрячешь ни за какими шумами!
А простота и кажущаяся безыскусность иных стихов неожиданно обнаруживают
глубину и масштабность вселенских размахов – качество, исконно присущее
народным песням.
«Как бывают далеки День и ночь и утро-вечер, Музыка моя, Постой, больше
я тебя не встречу…» В конце 80-х рок в России был окончательно масс-культурой
освоен, присвоен, причесан, упакован в красивую целлофановую обертку и выставлен
на полку культурного супермаркета. Федоров делает шаг в противоположную
сторону, к истокам. «Лиловый день» воспринимается как альбом-манифест, альбом-вызов.
Такое явление можно назвать «кухонным роком» (ведь есть же «гаражный»).
Кстати, в подобной эстетике, презрев возможности современных студий, записывает
в последние годы альбомы и бывший лидер «Звуков Му» Петр Мамонов, ставший
добровольным затворником в своей подмосковной деревне. Не исключено, что
скоро у Федорова и Мамонова в этом плане появятся подражатели.
PS «Лиловый день» выпущен на никому не известном лейбле ограниченным тиражом.
Журналистам для рецензии не выдается, а стоит недешево. Известным российским
рок-журналом номинирован на лучший альбом 2003 года.