Владимир ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ,
Россiя, 12.01.2004
оригинал лежит здесь
Рождество – время чудес. И самые смелые фантазии способны сбываться. В уникальной программе «Зимы не будет» на сцене Концертного зала им. Чайковского сошлись «Академия старинной музыки» под управлением Татьяны Гринденко и рок-группа «АукцЫон».
Татьяна Гринденко, одна из наиболее ярких представительниц
современной русской скрипичной школы, лауреат многих конкурсов, пропагандирующая
вместе с «Академией старинной музыки» аутентичную манеру исполнения, известна
своей склонностью к экспериментам не меньше, чем лидер группы «АукцЫон»
Леонид Федоров, все дальше погружающийся в своих «параллельных» проектах
в пучину авангарда и фольклора. Вместе им удалось создать нечто, что один
из современных музыкантов назвал «искусство нового синтеза».
Не будь я сам счастливым свидетелем услышанного, никогда бы не поверил,
что «Зима» из «Времен года» Вивальди может так органично перейти в «аукцЫоновскую»
«Зимы не будет», звучащую неким полемичным ответом, и что «Рождественская
песня» Преториуса, столь впечатляюще исполненная Федоровым на немецком языке,
будто бы невзначай перерастет в тему из перселловского «Короля Артура»,
кое-кому известную лишь по версии Майкла Наймана.
Завершая первое отделение, аукцЫоновцы неожиданно грянули плясовую «Все
вертится» из альбома «Птица», заставившую содрогнуться непривычные к таким
децибелам и ритмам академические стены.
Во второй части программы минималистичная пьеса «Последний листок» Владимира
Мартынова, композитора, в творчестве которого воплотились наиболее революционные
черты музыки XX столетия, вызвала неоднозначную реакцию. Кто-то недоуменно
переглядывался и даже пытался свистеть, а моя соседка, например, затаив
дыхание шептала: «Брависсимо». Фортепианная «капель», на цикличной повторяемости
которой построена композиция пьесы, постепенно переросла в мощный поток,
обрастая все новыми звуками. К исполнению подключились струнный ансамбль,
духовые, электрогитары, барабаны «АукцЫона», воплотив в лучшем виде то,
что у джазовых и рок-музыкантов называется «джем сейшн». Апофеозом действа
был чинный выход на сцену самого автора – Владимира Мартынова, который церемонно
порвал и сбросил с постамента тот самый «последний» нотный листок, до этого
важно покоившийся на пюпитре.
После концерта те, кому оказался не по зубам столь радикальный эксперимент,
своеобразный тест на способность воспринимать в едином художественном высказывании
столь различные культурные пласты, продолжали пожимать плечами, спеша к
выходу. Другие (их было подавляющее большинство) кричали «Еще!». А Николай
Дмитриев, директор культурного центра «Дом» и автор идеи программы, загадочно
и довольно улыбался. Он-то знает, что все только начинается и что за «Зимой»,
даже выраженной через отрицание, непременно последует и «Весна».