8 января 2004 г. - Рождественский концерт "Зимы не будет" в ГКЗ им. Чайковского

"АУКЦЫОН" ВЗЯЛСЯ ЗА СТАРИННОЕ

Рокеры сыгрались с ансамблем под руководством Татьяны Гринденко

Борис БАРАБАНОВ,
Коммерсантъ
, 10.01.2004
оригинал лежит здесь

Рождественский концерт "Зимы не будет". ГКЗ им. Чайковского, Москва, 8.1.2004. Фото (с) Михаил БирюковНа сцене Концертного зала Чайковского выступили «Академия старинной музыки» Татьяны Гринденко, контрабасист Владимир Волков и рок-группа «Аукцыон». Чаще всего выступления рок-групп с музыкантами традиционных музыкальных направлений – скучное переложение известных мелодий. Корреспонденту Ъ БОРИСУ Ъ-БАРАБАНОВУ на сей раз повезло.

Такой концерт – отличный информационный повод для прессы, проверенный PR-инструмент, такой же, как, например, акустический концерт или альбом кавер-версий. Чаще всего проекты сочетания рока и классики становятся результатом полной и безнадежной деградации артистов. Открытий в этом жанре давно не случалось, и уж тем более – на российской сцене. То, что было показано 8 января в зале Чайковского, превзошло все самые смелые ожидания.
Ансамблю под руководством скрипачки Татьяны Гринденко не впервой играть с рокерами. Несколько лет назад на этой же площадке она возглавила сборную команду, в которую помимо подопечных Татьяны Тихоновны вошли ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, хор «Сирин» и группа «Вежливый отказ». В этот раз компания подобралась не менее колоритная.
В первом отделении на сцене двумя лагерями расположились «Академия старинной музыки» в черных монашеских одеждах до пят и группа «Аукцыон» в отобранных сценографом Теодором Тэжиком авангардно-карнавальных костюмах (лидер Леонид Федоров – в расшитом цветами камзоле по моде петровских времен). Кстати, обещанных крупногабаритных декораций Тэжика на сцене не наблюдалось, все, что разрешили художнику фильма «Кин-дза-дза»,– это украсить сцену десятью целлофановыми «лучами», которые должны были тянуться к рождественскому свету, но упирались в до сих пор висящий под потолком зала Чайковского герб СССР. Осью и связующим звеном двух полюсов проекта стал знаменитый контрабасист Владимир Волков в татарском халате.
Начали с «Рождественской песни» немецкого композитора XIV века Михаэля Преториуса, одного из тех, чье творчество является предметом пристального внимания «Академии» Гринденко. Этим же произведением первая часть и закончилась. А между двумя праздничными гимнами уместилась музыка Антонио Вивальди, ураганоподобное волковское соло на контрабасе, просветленно-придурочные стихи шоумена Олега Гаркуши в авторском исполнении под аккомпанемент трогательных скрипок, песни группы «Аукцыон», включая давшую название всей программе «Зимы не будет», и «Ария Холода» Генри Перселла, которую некогда перерабатывали Клаус Номи и Майкл Найман (главная тема фильма Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и ее любовник»), а господин Федоров аккуратно адаптировал для концерта в зале Чайковского. Старинная музыка и опусы «Аукцыона» были сплетены музыкантами предельно органично. Кульминацией первого отделения стала песня «Все вертится» с классического альбома Федорова и компании «Птица». По ходу исполнения к «Аукцыону» присоединились ансамбль Гринденко и, наконец, орган, которым управлял Федор Строганов. Сдается, никому из постановщиков столичных рождественских мистерий не удалось создать у зрителей столь полного ощущения счастья.
Второе отделение было целиком отдано композитору Владимиру Мартынову. Пополненный пианистом Михаилом Хохловым ансамбль Гринденко исполнил вместе с «Аукцыоном» получасовое произведение «Листок из альбома». Примерно треть мартыновского творения занимает минималистичное фортепианное вступление. Монотонный десятиминутный соль-мажор даже некоторых весьма искушенных слушателей привел в бешенство, в зале даже раздался свист. Самая близкая ассоциация с «Листком из альбома» – техно-party в духе вечеринки в Зионе из фильма «Матрица: перезагрузка». Сначала монотонный ритм, затем на него нанизывается ключевой сэмпл, в данном случае – скрипичная фраза в исполнении Татьяны Гринденко, затем присоединяются прочие инструменты и, наконец, «Аукцыон», от которого в данном случае требуется традиционно агрессивное рок-музицирование с подключением всех возможных духовых, гитар и барабанов. Четкий ритм при этом был выдержан до самого финала – до выхода на сцену самого Владимира Мартынова, который театральным жестом взял с пюпитра листок партитуры и, подняв над головой, разорвал его на две части. И снова овация. Но биса не последовало. Что играть после такого художественного высказывания – непонятно. Триумфальный концерт в зале Чайковского задал столь высокую планку для массовых концертных зрелищ столицы, что теперь, чтобы создать что-либо, еще более яркое и честное, потребуются силы еще более внушительные. Таковых в поле зрения вашего обозревателя пока не наблюдается.

Обсудить в форуме

[Назад]

TopList Rambler Top 100Rambler's Top100