Александр ЗАЙЦЕВ
Газета.Gzt.ru, №11, 26 января 2006 г.
оригинал лежит здесь
Леонид
Федоров по-прежнему остается лидером группы «Аукцыон»,
регулярно выступает в ее составе с концертами, но почти все, что касается
сочинения новых песен и записи новых пластинок, он давно вынес за
рамки этой группы. Всенародная популярность песни «Дорога» так напугала
Федорова, что с середины 1990-х он перешел на режим жесткого самоконтроля,
всеми силами стараясь избежать соприкосновения с мейнстримом. Не всегда
подобные стремления носят здоровый оттенок, но в лице Леонида Федорова
мы имеем пример отнюдь не снобизма, а скорее принципиальности в творчестве.
Новый альбом "Безондерс", сделанный Федоровым
вместе со своим постоянным компаньоном последних лет, джазовым контрабасистом
Владимиром Волковым,
еще раз это подтверждает. Он создан на стихи Александр Введенского,
поэта, который вместе с Даниилом Хармсом, Николаем Заболоцким и другими
входил в знаменитую группу «ОБЭРИУ». Безусловно, на Федорова повлияли
Алексей Хвостенко и Анри Волохонский - их
литературные вкусы во многом перешли и к нему. В свою очередь, дружба
и сотрудничество с Л.Ф. сделало имена Волохонского и Хвоста узнаваемыми
и даже популярными в современной культуре, чем, увы, не могут похвастаться
многие их ровесники и участники «второго русского авангарда 1960-1970-х»,
не менее замечательные.
Через Хвоста и Волохонского в современную русскую музыку проникли
также Велемир Хлебников (альбом «Аукцыона» «Жилец
вершин») и даже Джойс (одноименный альбом Федорова
- Волохонского). Теперь – Введенский. Почему именно он? Ведь Федоров
довольно отстраненно относится к текстам песен, для него они, судя
по его высказываниям, скорее звук, чем содержание. Но с «Безондерс»
все немного иначе. В одном из недавних интервью Федоров говорит про
Введенского так: «Его стихи сейчас не менее актуальны, чем семьдесят
лет назад, ведь за это время, в сущности, ничего не изменилось, по
крайней мере в лучшую сторону». Невеселый, пессимистический акцент
не случаен. Ведь выбранные для альбома стихи – преимущественно малоизвестные
– объединены одним настроением, название которому горечь. Беспомощная
растерянность человека, который понял, что из мира исчезла какая-то
основная, фундаментальная гармония. Более конкретно – горечь по разлагающейся,
распадающейся стране, которая и является для героя целым миром.
Все это сделано на «Безондерс» настолько метко и цельно, что предыдущий
альбом Федорова - Волкова «Таял» теперь выглядит
лишь как наброски, подступы к теме. А тема эта в последнее время для
Федорова действительно центральная.
Альбом, звучащий по-симфонически мощно, сооружался ни в каких не в
студиях, а дома, в квартире. Как и предыдущие, методом случайного
монтажа: где-то в композицию вписывается Вагнер, где-то китайская
флейта и так далее. Хотя барабаны и ансамбль Татьяны
Гринденко Opus
Posth все-таки, наверное, записывали в специальном месте.
Музыка производит впечатление самопроизвольности: словно некая питательная
среда, в которой бродит закваска, размножаются и погибают музыкальные
бактерии - все это как будто почти «без участия автора» (то, чего
Л.Ф. всегда добивался). С одной стороны, альбом – вполне законченная
вещь, с другой – кажется, что он начался раньше, чем прозвучали первые
звуки вступительной песни, и на последней песне совсем не заканчивается.
Такой фрагмент мрачноватого великолепия.
И при всей внешней угрюмости он не производит угнетающего впечатления.
Не только потому, что на диске есть забавные композиции вроде «Ореховой
песни», но и потому, что он не от ума (угнетает, как правило, то,
что идет от ума), а от интуиции и совести. А совесть говорит: современный
мир утонул в иллюзиях, надо искать другой берег. Последние альбомы
Федорова и Волкова – пример таких поисков.