Сергей СТЕПАНОВ,
ROL, 31 января 2006
г.
оригинал лежит здесь
Как
тут ни юли, как ни увиливай, но это придется сделать снова. Прошлый
год (с гениальным альбомом «Таял», сногсшибательным
выступлением Федорова соло на фестивале «Avant» и – в качестве финального
аккорда – нечеловечески изобретательной презентацией новой пластинки
«Безондерс» в ЦДХ) как-то особенно безапелляционно
доказал, что величин схожего значения в русской музыке попросту нет.
Ну и вот она, новая пластинка Леонида Федорова.
Как и в случае с уже должным образом воспетым
«Таял», на пару с Федоровым вновь постарался контрабасист Владимир
Волков, а им обоим немного подыграл ансамбль старинной музыки
Opus
Posth. Сразу вспоминается еще один концерт – с участием их всех
да композитора Мартынова,
организованный еще живым Николаем Дмитриевым. Тогда, застыв в жестком
кресле Зала Чайковского, я впервые поразился тому, сколько ума, мышечной
массы и эталонной исполнительской техники в этих странного вида людях.
В самом деле, давно уже пора бросить пенять Федорову на то замороженное
состояние, в котором вот уже дюжину лет пребывает «Аукцыон».
Кто-то, быть может, не заметил – но и колоссы русского рока в их единственном
– концертном – воплощении превратились за эти годы в такую глыбу,
что ни в сказке сказать, ни пером описать. Как не сделать ни того,
ни другого, – уже, впрочем, по традиции – держа в руках шершавый конверт
с новой музыкой Федорова и Волкова.
Выражаясь по существу, эта музыка – точно не рок, совсем не джаз и
не вполне авангард (даже для того, что принято прятать за столь расплывчатой
дефиницией, у этих песен слишком хитрый прищур). «Безондерс», что
та обезьяна из анекдота, и умен, и красив – только, в отличие от нее,
не боится разорваться, не стоит на месте и неспешно отправляется по
обоим (по правде, их гораздо больше) маршрутам сразу, привычно избегая
всяких уже проторенных дорожек.
Есть мнение, что стихам обэриута Александра Введенского музыка, в
общем, не нужна. Они и впрямь способны дать жару в отрыве от музыкального
сопровождения – но разве то же самое не относилось и к стихам Хлебникова
или того же Озерского? Нет, у Федорова опять нашлись и соль, и перец,
и прочие – как, опять же, водится, явно неземного происхождения –
специи, благодаря которым слова бьют сильнее, а за судьбу их уничтоженного
советской властью автора – больнее.
Боль и страх, тревога и ужас, иногда – на диво спокойное созерцание,
а местами какое-то удивительное веселье («Немцы») – «Безондерс» богат
и эмоциями, и интонациями, и настроениями, а особенно их непредсказуемыми
хитросплетениями. Кое-где («Червяк») Федоров страшно похож на нынешнего
Мамонова, где-то снова всплывают сэмплы из классики, а 14-минутное
сочинение «Сын / Воздух» – абсолютно самодостаточная потусторонняя
эмбиент-опера.
Возможно, альбому не хватает песен вроде «Таял» или «Бен Ладена» -
совершенных настолько, что за их регулярным прослушиванием можно ненадолго
избавиться от наваждения, вызванного знакомством с целой пластинкой.
Но, скорее всего, так надо. Поскольку конечный вердикт неизменен:
как ни ищи замену (по крайней мере, на поиски есть еще 11 месяцев),
на трон главной русскоязычной записи очередного года уверенно метит
и «Безондерс».
@@@@&1/2
Лучшие треки: «Червяк», «Сын», «Суд», «Верьте»,
«Тучи»
Альтернатива: Анри Волохонский, Леонид Федоров,
Владимир Волков «Джойс».
Спасибо Андрею Смурову