ЛЕОНИД ФЁДОРОВ, ВЛАДИМИР ВОЛКОВ: "БЕЗОНДЕРС"

Михаил ВИЗЕЛЬ
журнал "TimeOut", № 50 (58), 19 декабря 2005 г.
размещено с разрешения автора; оригинал лежит здесь

Леонид Фёдоров, Владимир Волков "Безондерс" (P) 2005Альбом на стихи Александра Введенского, как и предыдущий федоровский диск "Таял", был записан и сведен в прямом смысле слова на коленке. А также - на столике, подоконнике и полу небольшой комнатки в московской квартире Федорова, где живут акустическая гитара, пианино и ноутбук. По инерции такое место часто именуется домашней студией, но то, что это обычная комната в обычной квартире, - принципиально важно. Потому что домашняя студия все-таки термин шоу-бизнеса. Федоров же отказался от этих игр давно, когда после ошеломляющего успеха "Птицы" не стал делать с "Аукцыоном" "Птицу-2", используя найденные наконец безукоризненное звучание и бесшабашно-трагические интонации. Вместо этого он занялся совсем странными вещами. Сначала вместе с Хвостом выпустил авангардистского "Жильца вершин". Потом и вовсе связался с радикальными джазменами из "Волков-трио", древнерусским хором "Сирин", фольклористом Старостиным, стал петь и записывать джаз не джаз, авангард не авангард, но уж точно не рок. И поэтому остался едва ли не единственным живым, то есть дышащим и развивающимся музыкантом на российской сцене.
"Безондерс" продолжает движение в сторону от каких-либо размеченных путей. На нем еще больше, чем на "Таял", элементов радиотеатра, разнородных сэмплов, едва заметных шорохов и поскрипываний. Звуковой ряд альбома кажется ровнее и спокойнее, и добавилось нечто новое: вокальные стилизации. Федоров то поет печально и протяжно, почти как Вертинский (благо тоже размазывает "р"). То величаво мелодекламирует, как Алексей Хвостенко. Последнее неудивительно: альбом посвящен памяти Хвоста. Но на нем нет ни одной песни на его стихи. Используя тексты ленинградского поэта-обэриута, Федоров находит гораздо более тонкий способ почтить память своего старшего друга. И, если вдуматься, наиболее естественный: ведь Алексей Львович Хвостенко и был последним обэриутом, в чьей крови тоже "цвел футуризм". Потому-то Федоров от Хвостенко и Хлебникова и перешел так легко к Введенскому, и так органично сумел пропеть его ритмически неровные строки о любви и смерти: "Мир потух. Мир потух. Мир зарезали. Он петух". Все это - единый ленинградско-петербургский космос, к которому Федоров имеет прямое отношение.
В декларации обэриутов от января 1928 года говорилось: "В настоящее время ОБЭРИУ ведет работу по организации музыкальной секции". По не зависящим от объединения причинам создание этой секции затянулось почти на 80 лет. Но теперь, похоже, с ней все в порядке.

Обсудить в форуме

[Назад]

TopList Rambler Top 100Rambler's Top100