Михаил МАРГОЛИС
Известия.ру,
25 декабря 2006 г.
оригинал лежит здесь
Повелитель
звуков Лёня Фёдоров и его попутчик -мультиинструменталист Владимир
Волков под Рождество принесли в мир свою "Красоту".
Постичь ее переполненному залу ЦДХ отчасти помог "вокальный" квартет
электрозверушек.
К предельно конструктивистско-футуристичной "Красоте"
вожатый питерского "Аукцыона" Леонид Фёдоров
пришел через семь лет после первого опыта сотрудничества с авангардным
музыкантом Волковым, ознаменовавшегося синглом-пророчеством "Зимы
не будет", и спустя 11 лет с момента записи (в альянсе с Алексеем
"Хвостом" Хвостенко) этапного альбома "Жилец
вершин" на стихи Велимира Хлебникова. Тогда, в 95-м, Лёня явственно
просигнализировал себе и окружающим, что не "Аукцыоном" единым исчерпываются
его креативные маршруты.
В новом веке Фёдоров превратился в натурального музыкального алхимика.
Его последние альбомы рождаются фактически в квартирных условиях,
с помощью компьютера, различных "примочек", скупого инструментала
и неутолимого желания во всем дойти до самой сути, расщепить на атомы
слово и звук. Музыку он препарирует не только с Волковым, но и с таким
безжалостным к традиционным формам маэстро, как Владимир
Мартынов. Веселая троица некоторое время назад даже намеревалась
в филармонической обители, зале имени Чайковского, констатировать
"конец эпохи композиторов". В поэзии Леонида отбросило на столетие
в прошлое, из которого лучше всего просматриваются миражи и истины
вечного будущего. Его утянуло туда, где Бурлюк и Крученых, "пощечина
общественному вкусу" и "декларация слова как такового", но еще больше
— к милейшим и трагическим обэриутам с их божественной органикой и
надеждой, что они "не только творцы нового поэтического языка, но
и создатели нового ощущения жизни и ее предметов".
Проследовав через проекты "Анабэна" и "Лиловый
день", где эхо "Аукцыона" плавно стихало в гуле нарождавшейся
федоровской иноходи, Лёня добрался до своего удивительного аудиотриптиха.
В конце 2004-го родился альбом "Таял", годом
позже "Безондерс", и вот теперь, на исходе
2006-го, — "Красота". Взаимосвязь этих пластинок настолько очевидна,
что, право, их должны когда-нибудь издать в одном "боксе". Хотя изначально
ни о каком цикле Фёдоров речи не вел. Да он и сейчас не ведет (с речами
он вообще не очень дружен), просто поет как дышит — и все.
Из "Красоты" в этот вечер прозвучали лишь три темы: "Мао", "Зла нет"
и "Фиделька". Ради последней вещи Лёня отложил гитару, взял микрофон,
надел пиджак и встал у рояля (аки Штоколов). Аккомпанировал Волков.
О подразумевающемся хвором кубинском командантеЛёня пропел в духе
романса "Гори, гори, моя звезда". Собственно, текст песни именно к
этому романсу и отсылает. Последняя его строфа звучит так: "Ты у меня/
Од nacht последняя,/ Drukoй не будет/ Niet когда". Аналогичным образом
построены и прочие песни "Красоты".
Если в "Таял" Фёдоров опирался на поэтические экзерсисы штатного аукцыоновского
пиита Дмитрия Озерского и тексты Анри Волохонского,
а "Безондерс" целиком базировался на творениях исчезнувшего в сталинских
застенках обэриута Александра Введенского, то в "Красоте" заговорили
в полный рост амстердамский сочинитель Андрей Смуров из активного
перфомансного тандема TransLit
и отечественный художник Артур Молев, оформивший не один федоровский
альбом и создавший несколько мультиков на песни Лёни. Свою "визитку"
Смуров и Молев оставили еще в альбоме "Таял", куда вошла их терпкая
темка "Бен Ладен". Теперь же Фёдоров и Волков склеили из их лаконичной,
глумливой, талантливой поэтической эквилибристики программу, обезоруживающую
любую агрессивно-сермяжную реальность.
В "Красоте" нет песен-хитов хотя бы в том виде, в каком они присутствовали
в двух предыдущих альбомах, где были "Холода", "Немцы", "Таял". Но
здесь тьма хитовых фраз и словосочетаний: "Труден путь in", "ХА МАЗ
MAS SAD/ Маркиз Де Сад/ Садам Содом/ Shalom! Sharon!". Опусы Смурова
и Молева в "базовой комплектации" все же не выходят за пределы забавной
литературно-эстетической провокации, иногда они даже слегка пошловаты
(думается, поэтому в "Красоту" не вошли тексты "Ким Ир Сен" и "Саломея"),
но Фёдоров и Волков делают их предметом искусства и некой философии.
Слава Богу, что здоровый юмор никуда при этом не девается. В эпилоге
презентации, пока Лёня заунывно-тоскливо допевал трагичную песню "Сын",
Володя, отложив в сторону свой любимый контрабас, начал таскать из-за
кулис веселых электрических самопередвигающихся мохнатых зверят и
отправлять их по сцене — к Фёдорову на подпевку. Такой выход из смачно-мрачной
"Красоты" выглядел вдохновеннее бетховенской "Оды к радости"...
Теперь настает черед "Аукцыона". В наступающем году, после 12-летнего
(если считать скрупулезно) перерыва, одна из главных отечественных
рок-групп наконец-то представит стране свой новый альбом. Он уже записан,
причем в США, где Фёдорову со товарищи составили компанию блестящие
музыканты вроде гитариста Марка
Рибо, не один год сотрудничавшего с Томом
Уэйтсом, или джазового пианиста Джона
Медески. За зиму альбом обещают "свести", и затем он вполне способен
стать одним из главных рок-событий сезона.