Михаил МАРГОЛИС
izvestia.ru,
29 декабря 2008 г.
оригинал лежит здесь
Рулевой обожаемого свободной частью нашего общества "АукцЫона"
Леонид Фёдоров и авангардный мультиинструменталист Владимир
Волков презентовали в столичном ЦДХ свой новый альбом. Перед этим
событием с Леонидом пообщался обозреватель "Известий".
Уже не в первый раз под Новый год питерский рокер Леня
Фёдоров в содружестве с Владимиром Волковым конструирует и записывает
в своей московской квартире замысловатые альбомы на стихи поэтов,
увлеченных переливами звуков. Три года назад Фёдоров в обход "АукцЫона"
сварганил пластинку "Безондерс" на стихи
репрессированного обэриута Александра Введенского. Затем появилась
"Красота" на тексты Андрея Смурова и Артура
Молева. А сейчас вот - "Сноп снов", связанный
из малоизвестных сочинений недавно ушедшего от нас хиппового пиита-эмигранта
Алексея "Хвоста" Хвостенко и его друга Анри
Волохонского.
Впрочем, с определением "малоизвестные" применительно к "Снопу" надо
быть аккуратнее. Среди десятка интернациональных треков альбома, названных
"Языческая песнь", "Португальская",
"Английская", "Афроамериканская",
"Русская" и т.п., есть гиперизвестный народу
"Рай". Только именовать его привыкли "Город
золотой", а то и "Под небом голубым", и слушать в исполнении Бориса
Гребенщикова. В "Снопе снов" знаменитый стих Волохонского пропевает
Хвост и вроде бы делает это с тем смыслом и интонациями, какие подразумевал
сам автор произведения.
К творчеству Хвостенко и Волохонского вы с Волковым
обращались неоднократно. После "Снопа" возникает ощущение, что вы
отыскали подходящее вам поэтическое месторождение и решили вычерпать
его целиком. Стремитесь, чтобы ничего из написанного Хвостом и Анри
не осталось неспетым?
Мне это просто интересно. Я пытаюсь найти музыку, которой нет, и считаю,
что данные авторы - одни из лучших для достижения такой цели. Их стихи
гораздо интереснее всего прочего современного материала, который мне
известен.
А ты глубоко "копал"?
Ну, я слышу, что звучит по радио, в интернете, что-то читаю и пока
ничего, превосходящего сочинения Хвостенко и Волохонского, не встретил.
"Рай", например, как сказал один мой приятель,
- это на самом деле наш гимн типа "Дня Победы". Это про нас. У меня
была пара треков с голосом Хвоста, которые он записал незадолго до
смерти у Анри дома, в Германии. Мне Волохонский их прислал. Захотелось
поработать с этим материалом, потом возникла идея записать альбом.
То, что ты в свое время стал несколько отдаляться
от "АукцЫона", объяснить несложно. Тебе захотелось иного самовыражения,
каких-то креативных поворотов. Но теперь получается, ты опять уткнулся
в одну форму, скажем так, авангардно-камерных проектов в тандеме с
Волковым. Ваша совместная дискография скоро уже сравняется в объеме
с "аукцыоновской"...
Да, сравняется, но я пока не чувствую в нашем союзе предела. Кстати,
Волков сейчас и с "АукцЫоном" играет - сам, по собственному желанию.
Я его к этому не принуждал. Я не задаюсь вопросом, почему мы с ним
продолжаем работать вместе. На мой взгляд - классно, что каждый год
у нас получается записывать по альбому, а то и по два. Мы нашли оригинальную,
не скучную форму.
Видимо, вам надо полистать еще сборники Крученых,
Хармса...
Хармса, на мой взгляд, вообще невозможно петь. Так же, как и Заболоцкого.
Я не слышу в их стихах музыки. У тех, кого я перечислил, такой дар
в текстах есть.
А Мандельштам музыкален?
Нет. У него страсть в каждом стихотворении присутствует. А нужны люди
холодные как лед. У того же Хармса страсти много, а вот у Введенского
ее вообще нет.
То есть ты ищешь в поэзии и музыке абсолютный полюс
холода?
Потому что это - свобода. Таким текстам ты можешь придавать любое
настроение. Я вообще к страстной поэзии отношусь сдержанно. Мой друг,
композитор Владимир
Иванович Мартынов, например, считает, что поэзия такая кончилась
давным-давно.
Что ж у нас осталось-то? Рок-н-ролл мертв, поэзия
кончилась...
Конец культуры. На самом деле это не так смешно, как кажется. Заявление
Мартынова выглядит обидным абсурдом, но я вижу в нем намного больше
правды, чем в размахивании руками с криками о самобытности и величии
нашей культуры.
И "АукцЫон" не поэтичен?
Естественно. Мы с поэзией в песнях спокойно разобрались. Ее там просто
нет.
То есть творчество Дмитрия Озерского
(основной автор "аукцыоновских" текстов. - "Известия") ты зачеркиваешь?
Почему? Он же не поэт в чистом виде. Хотя сейчас он как раз делает
свой стихотворный сборник. Хороший. Но в "АукцЫоне" Дима занимается
текстами песен - он сам это говорил, - а никак не поэзией. Более того,
половину текстов "АукцЫона" он переписал бы, если бы их решили издать
отдельной книгой. Там куча неправильных фраз. Мы иногда специально
вставляли какие-то неблагозвучные слова и делали песни, у которых
существует своя гармония. При этом с сожалением констатирую, что наши
с Озерским песни не бесстрастны. Страстность, она ведь всегда по какому-то
поводу, а повод - сиюминутен. Повод уходит, и страстность становится
глупой. В любой страстности, на мой взгляд, изначально заложена человеческая
глупость. А хочется отстраненности, холодности, как у Цоя, Лори Андерсон,
Введенского... В этом проявляется какой-то могучий покой.
В "Сноп снов" вошло раритетное исполнение Хвостом
"Рая". Или это уже его поздняя версия, после "Города золотого" БГ?
Хвост записал ее буквально за год до своего ухода. А о том, как должен
звучать "Рай", мы говорили с ним достаточно
давно.
Тебе не нравится вариант Гребенщикова?
Не то чтобы... Просто, когда я прочел текст, услышал, как поет эту
песню Хвост, поговорил непосредственно с автором стихотворения Анри
Волохонским, то многое понял. Волохонский, в отличие от Хвостенко,
к версии "Аквариума" относился весьма отрицательно. Ему не нравилась
романсовость "Города золотого". А жене Хвоста Римме не нравилось то,
что Гребенщиков перевирал текст. Но главное, он таким образом расписывался
в полном непонимании сути песни. Она же называется "Рай"
и начинается строкой "Над небом голубым...", а не "Под небом...".
Улавливаешь разницу? Это разные образы. Но человек, очевидно, не понимал,
о чем этот текст, и сделал из него городской романс. А это не романс,
это гимн! И таковым его Волохонский, Хвостенко и представляли.
Я так понимаю, Борисом Борисовичем ты сейчас не сильно
вдохновлен. А ведь он остается одним из немногих в нашей рок-музыке,
кто отличается от исполнителей из обоймы "Нашего радио".
Возможно, "Аквариум" действительно самое интересное из того, что у
нас сейчас есть. Я ни в коем случае не хочу его критиковать. Но мне
в целом не нравится то, что происходит в этой стране. Потому что ничего
не происходит. То, что у нас сейчас играют и слушают молодые люди,
- смешно. Какую группу или исполнителя ни возьми - все уровень ленинградского
рок-клуба начала 80-х. Мне это неинтересно в принципе. Я слушаю другую
музыку, преимущественно западную. Когда-то, помнится, я впервые услышал
"Странные игры" и обалдел. Они играли и мыслили тогда на уровне передовых
андеграундных групп Нью-Йорка, Лондона. Но, пардон, это было в 1982
году. И сейчас наверняка кто-то у нас делает что-то качественное,
но я этого не встречаю. А то, что звучит по радио, особенно по "Нашему
радио", на 99 процентов - глупости какие-то. Лучшее, что я там слышу,
это Цой. В остальном - такое же советское радио "Маяк", "по заявкам
дорогих радиослушателей". Для тех, кто слушает, скажем, Алену Апину,
проблем нет. Для остальных же у нас никаких источников информации,
кроме интернета, не существует. Вот приезжала в Москву одна из лучших
певиц за все историю мирового рока - Лори Андерсон, а в зале сидели
только несколько сотен ценителей. Хотя, мне кажется, всем нашим сегодняшним
певичкам надо было бежать туда и раскрыв рот слушать эту 60-летнюю
тетю, которая до сих пор делает всех. Я лучшего концерта в Москве
не слышал. У нас даже близко никто к ней не приближается.
У россиян есть певица Земфира...
И Бог с ней! Я понимаю, что это очень модно, но мне неинтересно. На
мой взгляд, это музыка прошлого века. Подобным музицированием у нас
занимались раньше на танцах. Собирались несколько музыкантов и распределяли:
ты играешь басовые партии, ты - соло, а я - песни пою... Но времена
"Битлз" прошли. С тех пор изменилось очень многое. Был уже и великий
арт-рок, и панк, и гранж... Наверное, кому-то по-прежнему надо что-то
вроде "лица стерты, краски тусклы...", но мне это скучно.
Ты согласен с предположением, что Фёдоров зарабатывает
с "АукцЫоном", чтобы потом иметь возможность заниматься андеграундным
сольным творчеством?
Ничего подобного. Наоборот. Я сольно и с Вовой зарабатываю сейчас
значительно больше. А "АукцЫон" - это моя дань дружбе и удовольствие
от совместного выступления с его участниками.
Готов к тому, что "Сноп снов" окажется одним из самых
трудно воспринимаемых публикой твоих альбомов?
Вот этот?! Не знаю... Для меня в нем все просто.