Михаил ВИЗЕЛЬ
zvuki.ru,
5 октября 2006 г.,
оригинал лежит здесь
опубликовано с разрешения автора
В
воскресенье 1 октября в хорошо известном московским любителям "музыки
с нестандартной нарезкой" культурном центре "Дом"
при большом стечении публики (среди которой было замечено немало известных
музыкантов) прошел совместный концерт Татьяны
Гринденко, Владимира
Мартынова и Леонида Фёдорова. И это совместное музицирование классической
скрипачки, композитора-минималиста и пост-рокера можно считать центральным
событием "домашнего" фестиваля "Длинные
руки-3".
Культурный центр "Дом" в Большом Овчинниковском уже восьмой сезон,
с осени 1999 года последовательно занимается тем, что разрушает возведенные
отнюдь не музыкантами барьеры между "классикой", "джазом" "авангардом",
"фольклором" и т. д. Внезапная преждевременная смерть в апреле 2004
года неугомонного заводилы всех "домовских" проектов Николая Дмитриева
поставила под сомнение продолжение этой работы - и ответом на эти
сомнения как раз и стал организованный коллегиальным "домкомом" во
главе с вдовою Дмитриева Людмилой ежегодный фестиваль новой музыки
"Длинные руки". В этом году в нем принимают участие 16 коллективов
и исполнителей из США, Японии, Германии, Австрии, Швейцарии, Великобритании
и, разумеется, России. Самые именитые из них - пионер фри-джаза, австрийский
саксофонист Питер Броцман, британский электронщик и перформансист
Билл Драммонд (известный более всего благодаря поп-проекту KLF), а
также трубач-универсал Маркус Штокхаузен - сын классика авангарда
Карлхайнца Штокхаузена. Все эти музыканты имеют мало общего между
собой, - кроме того, что все они работают как раз на стыке авангарда,
джаза и новых медиа.
Но центральным событием фестиваля (и не только хронологически - оно
пришлось на разделяющее пополам фестивальную неделю воскресенье),
пожалуй, можно считать концерт несколько другой музыки - балансирующей
на грани академизма ("новой компонированной музыки", как предпочитают
называть это в "Доме") и пост-рока. Все трое его участников хорошо
известны в своих областях. Татьяна Гринденко - не только уважаемый
скрипач-солист, но и создательница ансамбля аутентичной музыки Академия
старинной музыки, с 1999-го года известного также в другом обличье
- ансамбля Opus Posth. Этот ансамбль выступает в масках и черных одеяниях
- как наглядная иллюстрация идей мужа Гринденко, композитора (и весьма
радикального музыковеда-теоретика) Владимира Мартынова о "конце времени
композиторов" и необходимости возвращения к добаховским образцам великой
традиции растворения творца в могучем музыкальном потоке - когда фигура
композитора сливается с фигурой исполнителя. В этом свете сотрудничество
Мартынова и Гринденко с лидером рок-группы Аукцыон
Леонидом Фёдоровым выглядит совершенно естественно. "Аукцыон" - единственный
выходец из некогда знаменитого ленинградского рок-клуба, представляющий
интерес в собственно музыкальном, а не только историческо-социологическом
смысле. Сам же Федоров в последние годы демонстрирует, что решительно
вырос из рамок рок-музыки как таковой - записывая вместе с друзьями-джазменами
в домашней студии самые невероятные диски, вроде радиотеатра на тексты
из "Поминок по Финнегану" Джойса или диска
на стихи обэриута Александа Введенского.
Сотрудничество это началось не сегодня. В январе 2004 года "Аукцыон"
и Opus Posth вызвали всеобщий интерес большим "Рождественским
концертом" в зале Чайковского (проведенного как раз по инициативе
Николая Дмитриева). Но тогда два коллектива фактически просто играли
друг другу. На этот же раз была предпринята попытка именно совместного
творчества - прозвучало что-то вроде четырехчастной сюиты длительностью
около часа.
Она началась с длинного сольного опуса Владимира Мартынова (представшего
не только в качестве композитора, но и пианиста) который можно было
условно охарактеризовать как минималистская рефлексия на тему рок-музыки.
Потом к ней присоединился Федоров, представляя совсем новый материал.
Его песни последних лет (что не новость для его поклонников) нарочито
безыскусны - словно автор давних хитов с ярко выраженным авторским
началом на свой лад ищет возвращения к безымянной песенной традиции.
Но на сей раз они "прокладывались" сложными ритмическими и гармоническими
сбивками мартыновского рояля - что производило впечатление известного
постмодернистского шика - джинсов, отороченных кружевами. Затем началась
огромная сольная часть подзвученной электроникой скрипки Гринденко
- сначала вполне минималистическая и репететивная, но постепенно набирающая
все больше экстатичности и закончившаяся яростным апофеозом, после
которого исполнительница без сил откинулась на стул. После этого,
явно чтобы ослабить напряжение, Фёдоров заиграл свою известную песню
"После меня", давно уже в разных вариантах звучащую в разных программах.
И когда к ней присоединились скрипка и рояль, прозрачная тема, одушевленная
нервным федоровским голосом, неожиданно зазвучала в стилистке салонного
джаза (чтобы не сказать кафешантана) - что, похоже, оказалось неожиданностью
и для самих музыкантов.
Завершила концерт еще одна квазиклассическая фортепианная вариация
Мартынова с явными цитатами из классицизма и романтизма, раскрашенная
гринденковской скрипкой и федоровской засэмплированной гитарой и голосом
с электронной обработкой. Все происходящее на сцене делалось почти
что спонтанно - Фёдоров лишь несколько дней назад вернулся из Нью-Йорка
(где "Аукцыон" записал альбом с участием корифеев даун-тауннного джаза
- гитариста Марка Рибо
и клавишника Джона
Медески). Фактически, три высококлассных разноплановых музыканта
на глазах у публики искали пути возможного взаимодействия и развития
традиции - как они ее понимают. Результат оказался неровным, но чрезвычайно
интересным. А главное - живым.