[ОНО ПРОСТО САМО] – Про, вот, согласие, созвучие слов и музыки –
это я… очень трудно сказать, потому что это вещь очень неопределённая,
просто...
– А нельзя как-нибудь так запростец чё-нить на эту тему?
– Так вот запростец – оно просто само появляется и всё, и…
– …какую-нибудь историю смешную рассказать…
– [Строго] Какие там смешные истории: сидишь и работаешь.
[ОЧЕНЬ ВЕЗЛО МНЕ] – Я считаю, что нам каким-то образом везло в этом
отношении – встречать людей, которые на данный момент где-то находятся
на более высоком уровне развития. Мы с группой "Аквариум"
познакомились году в 82-83-м, – нет, 83-84-й. То есть у них как раз
там взлёт, а мы… Борьки [Борис Шавейников – музыкант: ударные, перкуссия
– ред.] ещё не было… первый раз какие-то "дрова" в руки взяли,
– ещё даже не определились, кому на чём играть. И тут Олег [Олег Гаркуша
– поэт, артист, декламатор, вокалист – ред.] познакомился
с "Аквариумом", у них какие-то были там проблемы, и они каким-то образом
репетировали у нас на точке. И – такой подъём, когда есть куда смотреть,
за кем стремиться, да! Потом поехали во Францию, там познакомились
с Мамлеевым, с Хвостенко, с Толстым.
Со всеми познакомились – с Хвостом очень сильно подружились. И это
– то же самое, это такой толчок вверх, потому что тексты, которые
они делали... Потом, через Хвоста, года через два – [ребятам] когда
с Волохонским познакомились? […] – даже больше, года через 3-4, наверно,
после Хвоста, – познакомились с Волохонским: опять это… […] Ну, я
говорю – после знакомства с Хвостом это было года через 3-4. А после
этого – уже "Чайник вина", но… Это не значит,
что я пытаюсь делать, как он или делаю, как он. Это так же, как литература:
это не значит, что ты пытаешься за кем-то следовать, но… как вот этот
кайф, как строчка построена. У Волохонского, у Хвоста: они строят
строчку так, что – [сдержанный восторг]!
Но вот это вот люди, с которыми очень везло. Мне. […] Везло в том
плане, что, скажем, если бы с Хвостом в Париже не познакомились вот,
то и не узнали бы кто такой. Да и его-то, собственно, очень сильно
благодаря "АукцЫону" узнали здесь – когда, там, "Чайник вина" сделали
вместе… […] Да там все – вместе! Там ведь… Их бы, наверное, да, –
занести в Россию, наверно. Просто… Но это из той же серии: [с
чувством] "Ты послушай, это же здорово!!!" [Анри
Волохонский] литературой занимается такой, что мама не горюй! Всё
журчит, цепляется – такой слог! […] Да, у него проза. Он сейчас гораздо
сильнее, по-моему, пишет, чем то, что было раньше. […] Когда мы с
ним познакомились, он давал читать все свои романы, которые выходили.
И роман "Покойничек", и много чего. Но я не могу сказать, что я прочитал
это с таким же восторгом, как "Горы и реки"
или переводы Джойса ["Горы и Реки" и
"Улисс" Фёдорова-Волохонского опубликованы студией "УЛИТКА
Records" в 2004 г.ред.]. А как переводчик он переводил ещё… чин
Крещения и Миропомазания… Переводчик он просто гениальный. Ну – вот.
Тогда же, когда мы в первый раз приехали, там была как раз большая
тусовка эмиграции, и там мы очень много с кем познакомились. Знакомство
с ними осталось на уровне знакомства, с Толстым ещё несколько
раз виделись, а с Хвостом очень дельно подружились. Вот и всё.
[…] Моё-то дело – литература, в основном; и в литературе, в музыке
постоянно появляются какие-то люди, которые для тебя открытие. Это
не значит, что со всеми нужно знакомиться-дружиться или ещё что-то.
Открытие – оно уже всё равно произошло. Я просто говорю о том, что
с моей точки зрения нам в этом отношении везло очень сильно. […] Я
думаю слепо, просто слепо, не благодаря чему-то. То есть постоянно
какие-то вещи, которые – какой-то толчок дальше. Может, это какая-то
даже незначительная встреча, как с тем же "Аквариумом", но…
[БУРИМЕ НЕ БУРИМЕ] – Появление стихов… Не знаю. Это очень легко давалось
в детстве, с детства.
– Семья у Вас из предполагающих… кругов?
– Да нет, в общем. Из нелитературных кругов. Мама – учитель младших
классов, папа – металловед. Так что – не располагала. Но единственно
что: с детства много читали, я сам очень рано начал читать, в раннем
возрасте: где-то с трёх лет. Я в школу шёл – уже сам "Тома Сойера"
прочитал уже.
– Стихи уже писали? Как проявился интерес других людей к ним,
впервые?
– Ну такие, да. То есть это стихами-то не назовёшь. Как дети балуются,
то есть рифмованные шуточки в основном. Это всё было в школе, до школы,
со школы и… Потом какое-то время родители меня этим делом насиловали;
обычно, когда компании собирались. "Ну, давай, Дим, сейчас! Все собрались,
встань на стул и быстренько придумай стихотворение, типа буриме, не
буриме. Сейчас поиграем, там…" Взрослые сидят, такие, […] им хорошо,
они – в буриме, а мне: "Н-Е-Х-А-Ч-У!" Так проявился интерес других.
[КАКОЙ ХЭДЛАЙНЕР?!] – Так. Любимый поэт – Пастернак. Есть много, кто
нравится: понятно, начиная с Пушкина и так далее, и так далее, и так
далее. Но любимый – Пастернак. И Тарковский, и всё. И Хлебников, и
Мандельштам… Багрицкий…
– Это когда – в детстве-юности, наверное, сложилось?
– В юности, наверно, да. В юности. Но […] ещё до "АукцЫона" постоянно
занимался в театральных студиях разных, ещё там где-то. Ну, и посещали
разные концерты, спектакли и так далее, и много читал, много смотрел,
много слушал. Потом как-то в школе попал на концерт Юрского, он там
много чего читал, в том числе и Пастернака. Тогда как-то так по-настоящему
"пробило". Это, наверное, 76-78-й.
– Раньше, в 60-е, залы у нас "брали" поэты, и "хедлайнерами" были
не самые сильные…
Ну, поэты или чтецы… Есть такое. […] Мне трудно сказать, потому что
всё равно потом же ты берёшь, смотришь книжечку… […] Тарковского –
читает-то он заунывно. Читал же он сам в "Зеркале": свиданий наших
/ каждое мгновенье… Заунывно […], – там ещё идёт видеоряд, и
там есть настроение. Но представь себе такое на стадионе. Какой хэдлайнер?
Ну да. Вот, а от того, что человек хорошо читает, хуже не становится;
замечательно: и Казаков, и Табаков, и Юрский. Юрский вообще волшебно
читает просто.
[БЫСТРО И НЕПОНЯТНО. Клавишников не хватает] – "АукцЫон" – он начинался…
скажем, самые старожилы в группе – это бас-гитарист [Виктор Бондарик
– ред.] и Лёнька [Леонид Валентинович Фёдоров – ред.],
– они начали вместе играть ещё в школьные времена. Мы с Лёнькой вместе
учились в одном институте, вот. В Политехническом. Металлурги-металловеды.
Вот. Но я там два года дурака провалял и ушёл в режиссуру, а он так
и закончил.
– А ты что закончил?
– Театральное. Ленинградский институт культуры. Режиссура драмы. И
вот мы с ним познакомились в институте, начали что-то делать – это
81-й год где-то. И так существовало; потом Витька вернулся из армии…
[…] Ну, существовало как какая-то просто группа. А некая концепция
"АукцЫона" – она возникла… […] Где-то на пару лет, там, разбегались,
потом опять собрались – это конец 84-го, 85-й год. Ну, какой-то был
там, […] у нас называлось как-то "Фаэтон", не "Фаэтон"… Там какие-то
названия менялись, потому что там всё… быстро и непонятно. – […] Я
уже начал, как бы, насчёт образования. Город Санкт-Петербург. Ну,
образование высшее, режиссёр драмы. […] И когда начался "АукцЫон",
то… Ну, как обычно, как начинаются все школьные ансамбли? Все… никто
играть не умеет, все берут что-то в руки, там, как правило, знают
3-4 аккорда; хорошо, если кто-то "барэ" может брать на гитаре. Вот.
Я в группе начинался как ритм-гитарист, потом совершенно случайно
появились клавиши, и было сказано, что… И Лёнька мне сказал, что [резко,
отрывочно, со сдержанной экзальтацией] ритм-гитаристов много,
а клавишников не хватает!!! Вот. И, там,
одним пальцем чего-то начал играть на клавишах. С тех пор этим и продолжаю
заниматься.
– А у Вас не было начального музыкального образования?
– Нет. Нет. Вообще ничего, никаких образований у нас... Музыкальное
образование у нас только у тубиста [Михаил Коловский – ред.].
[РОМАНТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ "РУССКОГО РОКА"] – У нас первая была программа,
– 85-й, по-моему... вот, – "Вернись в Сорренто".
Первая – 85-й, потом "Багдад", – ну вот,
и "Взломщик" – он снимался как раз после "Сорренто", – то есть,
по-моему, 86-й год, я так думаю, я точно не буду врать, но… …время
романтического портвейна. Потому что пили очень много портвейна и...
Ну что, навскидку: мы, как бы, особо коллективами не дружили, – то
есть у всех были нормальные отношения, но особой дружбы с другими
коллективами – чтобы ходить к друг другу в гости или ещё что – такого
не было. Вот. Но достаточно плотно контактировали, скажем, когда снимался
фильм "Взломщик" [вышел в 1986 г.]. И как такой романтический
образ того времени – это вот сидеть на крыше на какой-то, пить портвейн,
играть песни под гитару. […] Знаешь-то всех… […] Нет, знакомы, там,
да. Но, таких, дружеских, приятельских отношений, наверное, нет.
– [Всеволод] Гаккель [прежний "Аквариум"] ведь записывал виолончель
для "Анабэны"…
– Ну да, потому что, ну, Лёня хотел виолончель записать…
– …а виолончелист-то в Питере один…
– [серьёзно] Ну… да…
[И ТО И ДРУГОЕ] – Раньше я занимался театром; естественно, институт
закончил – был три года театр. А потом просто какое-то количество
времени всё это существовало вместе, но надо было выбирать, потому
что и то, и другое очень интересно. У меня там в "ДК Ногина" была
своя студия. Там и взрослая студия, и детская. Делали какие-то спектакли.
[…] ну, там, какие-то капустники, праздники, ёлки, там – ну как, в
ДК что можно делать?.. – Новый год… Всё это, как бы, было интересно,
[…] разные замечательные вещи, – устраивал какие-то проекты, у себя
в клубе подростковом, типа кинофестивалей, на которые Сокуров приходил
посмотреть, Алейниковы привозили свои мультики из Москвы, Юфит, там,
Юхананов, – ну и такие разные интересные вещи. Вот, ну а потом надо
было выбирать уже чем заниматься конкретно, потому что и то и другое
стало отнимать очень много времени. […] И выбор пал в сторону "АукцЫона",
потому что режиссура – это такая работа волчья. То есть это тебе одному
нужно всех тащить, а если ты этого не делаешь, то значит, соответственно,
никому это и не надо кроме тебя. Ты на себя взвалил воз, и ты его
должен один тащить. Вот это в конечном итоге тяжело. То есть это очень
интересно, но тяжело. Потому что в театре – какие там единомышленники?
А здесь – то, что и купило. Здесь был коллектив, в котором никого
никуда тащить не надо, а наоборот все тебя подталкивают, все тебе
помогают.
[БУЧА] – Ну вот это песня… Ну, с "Предателем"
["Новогодняя песня" с альбома "Как я стал предателем", 1989 г.
– ред.] – там легче. […] Когда мы съездили во Францию, у нас
поднялся вой, буча: "Что может "АукцЫон" показать кроме голой жопы?!
Кто его выпустил, как его выпустили?" Насколько я в курсе, там была
просто история, что пришли на концерт какие-то люди из нашего посольства
в Париже, а их наши менеджеры не пустили на концерт, по-моему, или
ещё что-то такое.
– Фейс-контроль не прошли?
– Ну, типа, да. А с этого разгорелся скандал, тут же появилась статья
у нас здесь. И как раз родилась мысль о том, что предателем стать
очень легко. Не прилагая к этому никаких усилий.
[ПЛЕТЕНИЕ СТРОЧКИ] – Из прозы? Всё очень разное. Всё очень разное,
и очень много всего. […] …Беккет… […] …Маркеса тоже обожаю, обожаю
Маркеса… Здесь трудно сказать, это…
– Ну вот как бы Вы порекомендовали это людям, какими словами, выражением?..
– Кайф. [Смеются] Кайф!
– Я спрошу тогда: а в чём кайф-то?
– Трудно сказать. Вот надо почитать! Ну, я не знаю… Беккет – он вообще
стоит особняком. Что Павич [Милорад Павич, сербский писатель –
ред.], что упомянутый Пастернак, – ну, опять-таки, ведь говорить
о Павиче и о всех прочих людях трудно, потому что это очень сильно
зависит от качества перевода. В оригинале-то – я, по крайней мере,
– ничего не читал, но, как это всё идёт в переводе – это просто безумный
мастер слога, это литература, – ты кайфуешь от того, как построена
строчка. У того же, там… замечательный есть тоже Тутуола [Амос
Тутуола, нигерийский писатель – ред.], например. Вот. То же самое:
ты кайфуешь: [сдержанно ревёт] "Аау! Как это?! Как так это можно делать?!"
[…] Ну, Саша Соколов – то же самое: вот это вот плетение строчки,
которое там идёт мимо логики совсем, а – вот такое плетение строчки,
которое захватывает. Ну, это, наверное, то, что мне интересно. И совсем
необязательно должно быть что-то заумное или ещё какое-то, потому
что, с моей точки зрения, блестящий мастер слова – это Стивенсон,
и "Остров сокровищ" – это вообще фантастическая книга, там
такой слог вкусный! Но так же, – хотя здесь уже трудно сказать, потому
что… я, когда был маленьким, читал "Уловку-22" Хеллера, и потом выходила
такая "Поправка-22". "Уловку", опять-таки, не сравнить с оригиналом,
но написана она просто фантастическим языком! А "Поправка" – там всё
время спотыкаешься, она уже такая, не смешная.
…[у Беккета], во-первых – слог, а во-вторых, у него есть то, чего…
То есть это вообще над литературой; то есть это опять-таки
может там где-то личное, не личное: он же не заботится там особо о
красивости слога, но – для меня, по крайней мере – то, что читаешь,
Трилогию ["Моллой" (1951), "Малон умирает" (1951), "Неназываемый"
(1953) – ред.]: там какая-то животная энергия просто.
Вот как животное продирается по жизни, вот такое: [показывает]
"Ыы…" И там такое же вот. Я даже не знаю: это литература, не литература
– что это? Энергия прёт от каждого слова. Цепляние за жизнь. Хотя
в основном все умирают, вот.
Вот "Голова-нога" – она чисто под впечатлением Беккета. То есть такое
как раз и продвижение инвалида.
ГОЛОВА-НОГА
("АНАБЭНА", 2001)
Губы одна к другой прилипли,
Чтобы зубы изо рта не выпали.
Замотал ресницы, связал,
Чтобы не вывалились глаза.
Из окна навеки железный гон,
Бросишь руку – вспомнит, вернёт сама.
Взял, одел, пошёл и сошел с ума.
Ни один не ворон со всех сторон.
Я иду дышу,
я иду дышу,
Я иду ды.
В голове на ходу образовываются ходы.
Замотал, запутал, залепил, завязал.
Вцепился в последнее, чтобы не падал.
Я иду дышу,
я иду дышу.
Голова-нога, голова-нога,
Голова-нога, голова-нога.
А я уже, похоже, не могу молчать –
От молчания лопается кожа на плечах.
Забываю знакомые имена.
Ощущение под превращается в ощущение на.
-----------------------------------------------------------------------------
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
("В БАГДАДЕ ВСЁ СПОКОЙНО", 1989)
Сегодня, ты знаешь сам,
Сегодня мы приносим сверхурочно жертву богам.
Нефть, газ,
Нефть ушла от нас.
Жертвобригада вновь перевыполнит план.
Новую жертву в заклан!
Нефть ушла от нас!
Ты – жертва. Не стоит ныть.
Ты – жертва ради нефти, ради жизни.
Нефть – чтобы жить!
Рост, вес.
Битва за прогресс!
Наша надежда – жертвобригадный подряд.
Боги зачтут и простят.
Нефть ушла от нас!
О, боги, где ваш ответ!
О, боги!
За квартал какая жертва, а нефти нет.
Ост, вест
Выразят протест.
О, мистер Джонсон, мистер Степанов – Гуд бай!
Богом заброшенный край.
Нефть ушла от нас!
– Русская проза, в той же мере – что?
– В той же мере? Трудно сказать, тоже сущест... но все же разные:
и Достоевский, и Толстой, – в смысле, Толстой, который он же Алексей.
(Со Львом чё-то тяжело.) Вот, а […] "Граф Калиостро" – великолепная
повесть. Вот, и… Да много: Вересаев очень нравится, Андреев очень
нравится. […] Леонид. Ну, другой-то, он же – не особо литератор. […]
Ну, понятно: Булгаков, Шварц… На самом деле очень много, поэтому я
не могу на ком-то, на чём-то остановиться.
[ТОЛЬКО МУНДШТУК КУПИЛ] – С музыкой. […] С музыкой – то же самое. Много
чего слушаю. Раньше – больше слушал. Первая пластинка, которую купил,
– тогда же диски "торговали", "фарцовали"… первая пластинка у меня
была "Слейд Алайв" ["Slade", "Slade Alive", 1972 – ред.].
[Кому-то] Помнишь – это 68-й какой-то год или… Не помню.
Там: "Е-е-е-е-Е!". Потом появилась… вот первые три пластинки, которые
купил, это были "Слейд Алайв", потом Полис – как-то "Регата…" ["The
Police", "Reggatta de Blanc", 1979 – ред.] – с английским языком
проблемы – и "Цеппелин", который первым я услышал последний [диск;
"Led Zeppelin", "In Through The Out Door" ("Вход через выход"), 1979
– ред.]. Какой год-то это? Это 79-й год, да. Значит – 15 лет.
16 лет. Какая разница, с чего начинать – с первого или с последнего?!
Ну и там дальше пошли там всякие Заппы, "гаражи", Грегори-Пегари [смеётся]
и так далее.
– А сейчас?
– Да что-то появляется, да, но в молодости-то все открытия – они более
яркие. […]
Лёнька слушает безумное количество музыки; Колик
[Николай Рубанов – музыкант: саксофоны, бас-кларнет, жалейка и
др. духовые, синтезатор – ред.] – наверное; Павлик [Павел
Литвинов – музыкант: перкуссия – ред.] – вряд ли; у него там
довольно узконаправленное. Боря [Шавейников подсказывает: "Консерватор!"]
– консерватор, да.
– [Смеются] Только Дип Пёрпл?
– […] Ну, там, "Кинг Кримсон" и всё, такие…
Периодически вылезает куча каких-то вещей, которые […]… Куча таких
вещей, которых я не слышал. Они приходят периодически со стороны,
очень странно. […] Это не ко мне, я не готов говорить на эту тему.
[…] Я каким-то образом, может быть, разбираюсь, – ну не разбираюсь
даже, нет […], – просто более информирован на поле литературы.
– Разделение труда?
– Да нет, ну почему; разделение – не разделение, просто, – ну да,
Боря на барабанах играет, я тексты пишу, в этом плане – разделение.
[…] А в плане музыки… Скажем, обсуждать со мной живопись бессмысленно,
потому что я много чего видел, но у меня почему-то идиотизм на фамилии
художников и так далее и так далее; я могу сказать, что типа вот "пропёрло",
"вставило"… […] Кандинский – просто фантастический. И – много всего.
Дали, Пикассо и… Но чтобы я что-то сказал, что я в этом понимаю –
нет. […] Я даже не могу это обсуждать, потому что начинаю забывать
фамилии, сбиваться: кто чего сделал, кто чего нарисовал. Поэтому о
музыке я тоже могу говорить очень узко, потому что, там… […] – вставило,
не вставило, где там чё-то слушал, надо так напрягаться и… Не готов,
не могу. Таких каких-то откровений – нет, вот такого не было, поэтому
я и не готов.
– То есть и трубу тоже Вы так, самодеятельно освоили?
– Да, и трубу, и трубу тоже! Не помню, 3-4, там, года назад, как она
появилась; это просто наш московский друг Дима Ицкович – […] вот,
у него просто стояла дома как-то там, каким-то образом досталась,
[…] и он сказал: "Надо?" Я говорю: "Давай, попробуем, интересно".
Вот: так появилась труба. Вот, потому что как раз появились какие-то
альбомы, где приглашались духовые секции, и, собственно, брать нового
человека в коллектив, чтобы сыграть две ноты, смысла не было, – а
попытаться как-то их, там, из себя выдуть… […] [Оживляясь.] Это даже
непонятно откуда пришло. […] У меня труба появилась как бы вот случайно,
да, и я за неё взялся потому, что до этого уже на каких-то альбомах,
– там, "Жилец вершин"… "Чайник вина", – вот,
там периодически возникали духовые музыканты, – да и на "Птице"
то же самое. Вот, приглашённые; причём они иногда возникали сами,
– кто-то приходил, говорит: "Вот, хочу поиграть" – "Ну, давай!"; иногда
они приглашались, потому что слышалась здесь какая-то, там, духовая…
[…] [Аркадий Шилклопер], он, так, очень быстренько всё сделал, – буквально
минут за 15, за 20: послушал песню, причём...
– "Уши"?
– Нет, нет, нет! Там он… Главное – что он играл "Спи солдат"; валторна
там замечательная! […] Бывший наш гитарист, Дима Матковский, он так
вот написал произведение, серьёзное; на ноты его разложил, вот… и
– с классическими музыкантами, как бы, хотел его… Это его, как бы…
Музыка. [Смеётся, не удержав серьёзный тон] Но она слушалась
достаточно сладко, и, эээ… то есть нужно было чем-то её разбавить.
И Лёнька, по-моему, предложил: если бы Олег прочитал свой самый гаденький
стишок ["Уши" – ред.] на это, то вот на такой сладкой музыке
это как бы так… слушается. Вот, да, – и он [Матковский] как раз подыскал
каких-то музыкантов, – кто там что будет помогать, там, какой-то струнный
квартет, ещё там кто это дело записывал… Вот, и… А, и Шилклопера;
и его попросили ещё и "Спи, солдат" поимпровизировать. Ну, он так,
очень легко это делает. То есть он, даже песню не послушав, – там,
один куплет дослушал: "А, ну всё, понятно!" Ну и – давай: наиграл
чё-то, насвистел: "Дрррррр, Трррррррррр: ну, выберете, что надо, всё".
– "Всё, спасибо". […] Ну, поскольку саксофон-то у нас всегда […];
духовые – они хорошо очень звучат, если их много. […] У нас вот, просто
для чего говорю, с целью "раскрашивания" саксофона и всяческих всевозможных
дудок, – они же все по-разному звучат, и вместе очень хорошо получается.
А потом подумали, что специально брать человека нет смысла 2-3 ноты
взять на трубе… ну, вот: беру. Труба появилась случайно совершенно.
Может быть, если бы Ицкович не подарил, то… Я к ней только мундштук
купил.
[ДОРОГА НА КОЛЁСА НАМАТЫВАЕТСЯ] – Это Кристофу вопрос: "Русская группа
за границей". Это наш немецкий менеджер, который нас вытащил – Кристоф
Карстен. Ну, не вытащил, – мы первый раз ездили в Германию с таким
туром, 5 или 6 концертов, такая "красная волна". Там были… странная
такая достаточно подборка: мы были, "Ва-банк", "Звуки Му", и Катя
Суржикова. [Имя последнего исполнителя вызывает всеобщее оживление.]
Это 89-й год. Вот. В общем, кто куда попал там, как бы. Но там же,
где-то на каком-то из концертов Кристоф нас встретил. Он в замечательной
организации работал в то время, которая называлась "Das Taxi". Это
такое как бы альтернативное такси, туда [набирали] всех бывших алкоголиков,
наркоманов и так далее. Ездят свободно, не напрягаясь, расслабленные.
Их останавливаешь, там какой-нибудь такой рэп жуткий на всю мощь,
и такой негритосина в дредах. Вот. Кристоф там как раз отвечал за
культуру, то есть организовывал всякие праздники, футбольные матчи,
– ну, у них там организация, это же немцы всё-таки. Ему "АукцЫон"
понравился, и они с приятелем решили немножечко поработать, помочь.
[…] Сейчас мы туда не ездим так, как ездили раньше. Может, интерес
пропал уже, потому что везде уже искатались и...[…] Когда первые разы
мы выезжали за границу, когда большие туры Кристоф начал делать, у
нас бывало и 20, и 22 концерта за месяц. Вначале было очень много,
и раскручивались как нормальная такая, ну, европейская группа. То
есть не для русских, а просто по клубам. И было такое, что человек
10 на концерте, 15, там; через полгода приезжаешь – больше, 40 человек;
ещё через полгода – много. И в каких-то городах собирали тысячу, полторы
тысячи.[…]
– Когда так много времени проводишь вне родины… переформировала среда?
– Да. Оцыганились. Да. Месяц-полтора. Оцыганились. Потому что уезжаешь
на месяц, 2-3 недели поколбасился в автобусе – уже так: "Домой…" Домой
приехал, 2-3 недели посидел – обратно хочется, в автобус. […] Там
главный плюс, с моей точки зрения, что мы таким чёсом по Европам научились
чисто играть для себя. Вот – это. Потому что иногда бывало,
что вообще никого на концерте не было. И решили, что лучше веселить
друг друга, чем веселить публику. Это очень сильно помогло в том плане,
как более-менее надо играть. Ну и – да, ощущение… Самое замечательное,
это когда: как дальнобойщики, там, – Боря или Витя – сесть перед стеклом
впереди, да? И – всё... Когда из города выезжаешь, есть такое волшебное
ощущение, когда дорога на колёса наматывается; ночь, кроме дороги
ничего нет. И, когда уезжаешь, всё: все проблемы остаются там, сзади
– всё, что было. К этому так, засасывает.
[…] В основном пропал интерес, больше интерес, потому что очень трудно
выйти, например, во Франции на французскую публику. Тогда это было,
потому что "АукцЫон" был не так раскручен, и нам было интересно играть,
нам было интересно раскручиваться как французской группе, или как
немецкой группе, – как любой. А сейчас... […] В том же самом Нью-Йорке,
когда настоящий какой-нибудь американец идёт по Манхеттену, видит
очередь человек на 300 русских, – он перейдёт на другую сторону, а
лучше за квартал обойдёт. [Смеются] Не пойдёт в этот клуб! Поэтому,
скажем, раз в год хорошо съездить по Америке; вот, мы опять сейчас
собираемся. […] А так ездить… Раз в год – хорошо, но Москва ближе.
[Смеются]
– [Директор "АукцЫона" Сергей Васильев]: А про рыбалку
в Сиэтле ты рассказывал?
– А у нас такого вопроса нет.
[ДАНЕЛИЯ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ] – […] Из кого – из наших? Из наших – Данелия
очень нравится. По-моему, это самый "плотный" из наших – "не провальный",
имеется в виду, – не вспомнить у него фильма, который… Из зарубежных
– очень люблю Кар-Вая. Кар-Вай, Жене, Джармуш.
[ЕСЛИ БЫ И НЕФТЬ ЕЩЁ УШЛА] – […] Скажем, если брать какую-нибудь [песню
с диска] "Вернись в Сорренто", то это вообще, там, с поэтической точки
зрения – такие же рифмованные шуточки или ещё что-то. Потом "Багдад"
["В Багдаде всё спокойно", 1989 г. – ред.] был – тоже попытка
работать с образами, но и попытка привнести какую-то идею. Тогда начитались
Гофмана замечательного. […] Вот, начитались Гофмана, и решили привнести
гофманскую атмосферу на какую-нибудь Богом забытую страну, где кроме
нефти ничего нет. Да. Но: что бы стало, если бы оттуда и нефть ещё
ушла? Ну вот. Это был такой театральный подход, а после этого уже,
на этом как раз всё закончилось. Дальше уже пытались как бы не
придумывать текстов.
[…] Пока ты пытаешься услышать эти слова, которые стоят за этой музыкой,
пока их не надо придумывать… Потому что очень много – не знаю, как
западных, – скажем, наших исполнителей, которых где-то когда-то чего-то
"пёрло", и было ощущение, что вот они там что-то слышат; а потом проходит
время, и ты понимаешь, что они уже перестали всё это дело слышать
и начинают это дело придумывать. И как бы мне скучно и неинтересно;
кажется, что пока это дело всё слышится – нет такого, чтобы придумывать
текст. Есть какие-то попадания.
– Песня "Зимы не будет" представляется каким-то качественным прорывом
к тому, что вы делаете сейчас…
– Наверно, да, наверно. Но, на самом деле, это же постоянно: "Бодун"
– другое качество пошло; "Птица" – следующее; тот – дальше. Лёнька,
например, вообще не любит слушать старые альбомы. Хотя – было там…
Я не могу сказать, что я их, там, слушаю, – но, по крайней
мере, мне лично за них не стыдно. То есть я понимаю, что-то, там:
слабенький текст, сырой, с моей точки зрения, но на то время – это
было искренне! И сейчас это тоже искренне – так, как это происходит.
И что-то меняется, сами меняемся…
– Ваш рост, трансформация – очевидны, но это всё как бы "за кадром"…
– Ну, естественно, да.
– А что было по этой дороге, как это выглядело, что?..
– Жизнь, Жизнь. [улыбается]
[КАК СЛЫШИТСЯ] – Личные местоимения "ты", "он" и их формы в "Зимы
не будет" и новейших песнях, словно её продолжающих, – "тебя Он любит",
"от себя до Тебя помещусь я весь", – надо писать с заглавной или с
маленькой буквы?
– Да не знаю. Это вообще писать не надо, это слушать надо. А слушать
– как угодно: хоть с большой, хоть с маленькой. […] Как слышится –
так и пишется.
[ВМЕСТЕ ВЫПЛЫВАЕМ / ЧТО-ТО ДРУГОЕ] – …в стихах… незаконченность:
"собака на"… Это чему-то соответствует?
– Да тоже трудно сказать. Для каждого – своё, и хорошо. Зачем это
описывать? […] Но было просто как бы настроение; ты понимаешь – оно
недосказанное: [чуть интонируя] "ля-жет-тень-собака-на".
И в этом-то и кайф этой недосказанности. Но я опять говорю, что стараюсь
на эту тему не задумываться. Как оно получилось – так.
[…] Так это же не ко мне! Это же не ко мне, потому что… А трудно сказать.
У меня отмазка-то одна и та же всё время: там музыка-то есть! И я
пытаюсь услышать, о чём это.
– А почему они… кажется… грустные?..
– Не знаю. Нет, я уже сказал, что я просто не задумываюсь, – стараюсь,
по крайней мере, не задумываться. Грустные или весёлые, они должны
появляться сами, слова. Какие появляются – такие появляются. Какие
там… весёлые… Я аккуратно очень стараюсь относиться к этой теме как
раз, всячески избегаю того, что: придумал – не придумал, почему такие
– не такие. Какие получаются! Не хочу как раз ничего придумывать.
Хочу пытаться это дело как-то слышать, расшифровывать – то, что уже
там есть. Так к этому и отношусь.
Дело в том, что они все делаются абсолютно одинаково. […] Всё, чем
я занимаюсь, сводится к тому, что я пытаюсь услышать эти слова – не
придумать, а услышать. С Лёнькой вместе. […] Всё сидится там где-нибудь
на кухне, с гитарой, с Лёнькой, и пытается всё это дело всё написаться.
Вот: он под гитарку, а я… А я, типа, думаю, о чём он поёт. […] Пытаюсь
услышать, о чём он поёт. Вот. Это… Ну, какое-то там такое состояние
выше тебя, потому что не… Нельзя написать слово. Иногда бывает, что
полгода песня делается, иногда – за один день. […] Потому что это
ж надо услышать! […] От некоторых такое светлое ощущение – появляются
светлые такие; от других – что-то мрачное.
Процесс происходит достаточно однообразно. Он всегда один и тот же.
Мало того, что однообразно, – я почему и не могу вспомнить когда что
писалось и как, – потому что всё одинаково, на той или на другой кухне,
там, с гитарой и так далее. Или на той или другой квартире. Всё. Остальное
всё то же самое. И все разнообразия, которые возникают в текстах,
они – исключительно от той музыки, от которой они отталкиваются. А
процесс однозначен до безобразия. Что-то играется, потом ты ходишь
несколько дней, воешь про себя, наматываешь, наматываешь, опять садишься,
там, чё-то получается, не получается, какие-то пробуешь… Иногда бывает,
что просто пишешь специально какую-то там "рыбу" для того, чтобы проверить
спрятанный в ней один слог или одно слово. Потому что так просто спеть
слово нельзя: за одно слово зацепился – начинаешь вокруг него разворачивать
всё это, к нему.
Грубо говоря, музыка – это есть некий сигнал или некий знак, который
надо расшифровать, […] либо словами, которые совершенно не обязательно
должны быть связаны какой-то логической цепочкой, – а иногда это вообще
должны быть не слова, а какие-то звуки, которые в этом есть. Поэтому
и появляются там эти "на", "у", "при", "да", там, какие-нибудь; "жидогола"
там та же самая, "зага-загала", там. Чувствуешь, что вот они, да!
Эти там должны быть! […] Но это не спонтанно, это очень долго
иногда бывает. Ну, то есть, услышать – не услышать, найти, по крайней
мере, соответствие вот этого слова тому. Спонтанно – это можно наболтать
чисто ритмическую структуру. А ритмическая структура, она же может
не соответствовать музыке, движению мелодии, ещё чему-то, ещё чему-то;
данному вокалисту данного ансамбля… Поэтому: надо самому услышать;
потом это услышать от него; понять, что это всё неправда – на самом
деле он тут другое поёт; и так далее.
– Со стороны Лёни всегда есть полное понимание Вашего смыслового,
словесного наполнения мелодии? Или такая задача не ставится?
– Нет, во-первых, не ставится, а во-вторых, – он же тоже слышит,
как это звучит; причём... ну, как: вместе выплываем, потому что иногда
мелодия какая-то есть, которую приходится потом ломать, потому что…
я говорю, что это… не живёт так, человек не разговаривает в такой
интонации, как вот тут в мелодии происходит.
[…] Поначалу, когда и музыка была попроще, и… Почему сейчас в основном
мои тексты, а не Олеговские, да? Потому, что Олег занимается другим
делом – он стихи пишет. А как-то их "скрестить" уже практически не
получается – потому что положить стихотворение, придумать на него
музыку, это уже и Лёньке неинтересно: как это – придумать?! Он даже,
наверно, и не понимает, как это делать. И пытаться как-то переделывать
или коверкать стихотворение под уже готовую музыку – тоже как-то непонятно.
Поэтому как раз в основном сейчас по-другому всё это происходит. Вот.
Ну, то есть просто стихи – они, на данном уровне существования
коллектива, они вряд ли могут стать музыкой, вряд ли могут стать песнями,
– отдельно звучащие стихи. Ну то есть уже привыкли немножечко по-другому
делать.
– Какие песни делались "на одном духе", быстро?
– Я сейчас уже не вспомню. Ну, ранние какие-то – они быстро очень
делались. Первые. Попроще ещё подходили [к сочинительству]. […] Вот
быстро написалась, из таких, хороших песен… [Сомневается.]
Ну, тоже – "быстро": она, там, какая-то задумка была, просто ещё не
пробовали… [пауза] Я даже не знаю, как объяснить; метод такого
глубокого погружения, когда ходишь, про себя всё время поёшь, вот,
а потом… мелодия, там: [глухо, отстранённо] "а-а, а"; ноешь-ноешь-ноешь,
там, – с утра до вечера иногда; спать не можешь – ничего не можешь;
всё время ка… карусель. А потом, как бы, сели: раз, вдруг – всё! Ну
вот, например, таким образом написалась "Ночь-ягода". Вот. Некоторые
– очень долго не получаются. То есть какое-то там… "Далеко" – почти
год писали. […] "Далеко" – помню, потому что мы её год мурыжили –
вообще никак! А потом – во сне приснилась! Куплеты были написаны давно.
Ну вот. Из сна. Причём целиком! Да, да-да. Полностью. Музыкально –
было, да. Причём давно написали, легко написались куплеты, а… [тяжко]
Вообще никак припев не писался то есть!..
– Лёня ещё и "Сонь" поёт на эту мелодию…
– […] Те времена, когда было уже "Далеко", но не получалось, никак
было не написать этот припев, и мы были в Америке, и, по-моему, Хвост
тоже был в Америке, да, и Лёнька ему, мол: давай попробуем – там,
типа, не получается. И они сделали вот эту вот "Сонь" с Хвостом. И
там интересно получилось другое – что там, скажем, какие-то слова
такие, которые в припеве опять-таки, они почему-то одинаковые! – "далека",
"далеко", "далека-далека" – они всё равно, слова какие-то пересекаются,
хотя всё это делалось параллельно, вообще независимо! Вот.
Дмитрий ОЗЕРСКИЙ
ДАЛЕКО
Далеко, далеко ли далёко,
Одиноко ли, ой одиноко.
Не жалей его, не жалей -
Не до плохо ему,
Не до смеха.
И уехал, опять не уехал.
Сон не до покой его ничей.
Падал на,
Солнце в губы крича.
День от месяца
Нынче ключик, очаг,
Поднебесица.
Сладко стелет,
Сядет у плеча
Ночь от года ничья,
Ночь от года ничья.
Далеко, далеко ли далече.
День от ночи ложится на плечи.
Не жалей его, не зови.
День от ночи, неделя от ночи,
И не хочется, если не хочет.
Сон не до покой его живи
Падал на
-----------------------------------------------------------------------------
Алексей ХВОСТЕНКО
СОНЬ
Сонь плыла сплетаясь с небом
Камень вышла на дорогу
Кто на этом свете не был
Тот забудет понемногу
Кто огонь любил сжигая в ней
Съедобные лекарства
Для того придёт нагая
Полудева-полуцарство
Сонь от сони текла
День от месяца
Далека, далека
В небо лестница
Сонь от сони
Соня далека
Далека, далека
Далека, далека
Конь послушник вдохновенья
Седока в повозке прячет
Лось её гуляя тенью
Весь сжевала всю до клячи
Только пень и обнимала
Течь от берега осока
Удаляясь понимала
Сонь науки и урока
Скажем, стихотворение, которое из написанных не для "АукцЫона" стало…
– даже непонятно вот, всё равно песней не стало! – то есть вот это
вот: "всё профукал профукал…" – оно всё равно существует не как песня…
стихотворение под музыку. […] Лёня в своей жизни написал… С первой
программы, одно из первых стихотворений. ["Чудный вечер" – "Давай
откроем эту дверь…"; также "Муж", альбом "Лиловый
день" – ред.] Ну, может правильно, что не пишет, потому что
так мы друг друга держим в руках. Потому что сам человек к своему
тексту относится по-другому, и к своей музыке. Написать очень много
всякой ерунды никем не контролируемо – это очень большая опасность.
А самому ндравится: так здорово написал! [Смеются] […] Иногда
текст, который у меня написан, – я считаю, что он хороший, мне нравится,
– вот Лёньке не нравится, не звучит: значит переписываем… [Пауза.]
Пытаемся слушать что-то другое. Почему и хорошо, что мы работаем
вдвоём. […] Вот текст, я там что-то своё слышу, – а на самом деле
он пустой и бессмысленный. И когда ты слышишь, как его Лёнька поёт,
или как ему это нравится или не нравится, – сразу понятно, что это
всё не то. И точно так же у него происходит часто с композиторством,
когда он придумывает какую-то песню, я слушаю… Так… Для него это своё,
но так как бы... Немножечко правим друг друга. Немножечко друг друга
правим! В этом отношении.
– Кажется, в отличие от большинства современных авторов вам удаётся
избегать навязчивых "тёмных" тем – это сознательно?
– Да нет, сознательно – нет. Петь-то чернуху не хочется. А я уже говорил,
что у нас сознательно мало что происходит. Куда оно ведёт – туда оно
и получается. Когда пытаешься там услышать, чего там поётся, в этих
песнях [смеётся] – оно, чего-то, и ведёт. Вот. В чернуху
– нет, не ведёт. И хорошо.
[НЕМНОЖЕЧКО ДРУГОЕ / КУХОННАЯ ГИТАРА] – Реально ли из зала повлиять
на ход концерта, заказать ту или иную песню?
– […] Из толпы – можно не напрягаться, потому что всё равно Фёдоров
это дело всё игнорирует, и что играем на концерте – не оговаривается.
Какая песня играется следующая – вот чё ему в голову пришло, то и
играется. Повлиять на это из зала невозможно.
– Ваш с Лёней концерт на двоих – эксперимент, начало нового направления
или просто для удовольствия?
– На Брестской [клуб "На Брестской" – ред.] была первая совместная
программа. Скорее это разовая акция. Для удовольствия делается всё.
А разовые акции… […] На том же самом "Лиловом дне" положен, к примеру,
такой же принцип – то есть [используется] такая тупая мыльничная драммашина
– но как бы опять из-за этого возникает другое настроение. Пространство
всё равно разрывается, потому что такая кухонная гитара на фоне тупой
"мыльницы", забитой какой-нибудь в программу, и каких-то ещё там звуков,
сверху навороченных, – она выдаёт немножечко другое настроение, которое
не делается с "АукцЫоном", не делается на его сольных концертах, не
происходит со Старостиным,
не происходит с Волковым,
– где бы он эти песни ни играл. Ну, то есть – просто ещё вот в таком
варианте.
– Планируется ли совместный диск?
– Да нет. Вроде нет. За это у нас [твёрдо, веско] композитор
отвечает.
– Это не было похоже ни на один вариант исполнения.
– Правильно, поэтому это и происходит, что хочется, – я так понимаю
– Лёньке хочется разные грани, чтобы не одно и то же было.
[ЗА ПРЕДЕЛАМИ] – Насчёт, что существует за пределами – практически
ничего. То есть всё как-то связано с "АукцЫоном". Существуют ещё попытки
заниматься каким-то писательством, но это всё в стол. Ну, то есть
как "в стол", – не в стол, а… есть там несколько стихотворений, которые
не аукцыоновские просто, случайно они, там...
Прозы – какие-то попытки, ничего готового. [куски] Есть,
большие.
Там есть ещё другая вещь; что из этих стихов, которые пишутся, они
все, – их там, может, штук 10-15, – но они, вот, как правило, все
недоделанные, потому что вдруг чё-то начинает "переть" – начинаешь
писать, всё; оно закончилось – ты написал, и ты понимаешь, что его
нужно… дальше над ним работать. А на этом всё как бы останавливается.
[…] Ну, так. В основном, заниматься чем-то на стороне мешает лень.
[ТИХО] – Любимые места в Питере? Очень нравится Васильевский и... Район,
– как он? – где канал Грибоедова… Канал Грибоедова и Васильевский
[остров] – любимые места. Города нравятся… […] Прага очень нравится.
Очень нравится Тюбинген: пряничный, совершенно пряничный город! В
Америке – не нравится. Ну, там как: на природе очень хорошо. В Москве
– тяжело. Тяжело, потому что мы ещё когда писали, там, все эти… Ну,
вот, когда из города поменьше приезжаешь в город побольше, – ты чувствуешь,
наверно, энергетику, не энергетику – не знаю, там... Слишком много
людей, давит вокруг – такой пресс. Сейчас немножечко пообвыкся; раньше
– вообще! Приезжал к друзьям – из дома не выходил. А когда писали
"Птицу" – [ребятам] а мы не только "Птицу" там писали, да?
Да. В этом самом, в са… Горьковский сад, да? Парк Горького называется.
В Парке Горького, да? Вот, и… Вроде это парк, и всё нормально
там: птички и… А я никак не мог понять, а потом… – там со всех сторон
слышно такое: [зловеще] "УУУУУУУУ", – то есть там везде, везде вот
эти трассы, машины… то, что сливается, – может, даже и не слышно,
но вот это "ууууууууууууууу" – оно висит постоянно. Вот, поэтому с
Москвой тяжёлые отношения. Не потому, что… Когда живёшь, то привыкаешь.
А тут как бы вроде тоже другой город, а приезжаешь, и – ТИХО!
[ЧТО-НИБУДЬ ХОРОШЕЕ] – Это – последний? [Смеются.] А что ж
я могу дать? […] Нет, я даже не знаю. Что сказать? Всё хорошо! Вот.
Я – счастлив. Что… Чего и всем желаю.
[…] Жизнь прекрасна! Что есть…
P. S.
[НИ МОЛОКА НИ БАБЛОСОВ] – У меня была интересная история; сейчас заговорили
– я вспомнил… Проблема с желудком давно очень, и молоко покупал ещё
в те времена, когда оно было во всяких там треугольничках, в нормальных
бутылках стеклянных и так далее. И когда снимались во "Взломщике",
там делали как раз концерты, и на них приходили люди с такими… на
цепочке – бутылочки молочные. Фанатели. Ну да. […] Дело в том, что
я уже сколько существую в группе, я всё время говорю, что: постоянно
на концерте, постоянно с молоком, всегда и везде, – найдите спонсора!
Мне даже денег не надо. Просто молоко на халяву. Наконец-то Серёгу
пробило! [Сергей Васильев высказывает предположение, что к постоянной
халяве Озерский быстро привыкнет.] Да и хорошо! Почему нет-то?
[безнадёжно] Я всё понял: то есть всё это болтовня пустая.
Никаких "баблосов"!
P. P. S.
Кому: журнал НАШЛИ nashli@inbox.ru Дата: Tue, 05 Apr 2005 02:08:43
+0400 Тема: "Озерский, интервью"
"Тысяча извинений за несвоевременное ознакомление с почтой, интервью
просто волшебное, улыбался, смеялся, хихикал и т.д. Вот что значит
речь не юноши, но мужа. Создаётся очень правильное ощущение […]. Так,
типа, как, ну, как бы и порадовался, в смысле, что, вообще, да, очень
круто. Замечание только одно […], а в остальном всё чистая правда.
Как в жизни. С огромным приветом, вот, ну, типа, Я."
Дмитрий Озерский [поёт песню Хвоста, с чувством]: "Мы всех лучше,
мы всех краше…"