НЕЖЕСТОКИЕ РОМАНСЫ

Михаил ВИЗЕЛЬ
«Ведомости-Пятница», №49(86), 21 декабря 2007 г.
оригинал лежит здесь

Леонид Фёдоров, Владимир Волков. Романсы (с) 2007Лидер рок-группы «АукцЫон» Леонид Федоров и джазовый контрабасист Владимир Волков представят в Центральном доме художника свой новый совместный альбом

В основу альбома «Романсы» легли стихи обэриута Александра Введенского и умершего в 2004 году русского парижанина Алексея Хвостенко. Такое сочетание кажется неожиданным только на первый взгляд. Именно «Хвост», близко сойдясь в Париже в начале 90-х с годящимися ему в сыновья взбалмошными «аукцыонщиками» (и даже записав с ними два альбома), познакомил Фёдорова с довоенной авангардной поэзией. Кроме того, все четверо «действующих лиц» пластинки, два поэта и два музыканта, – питерцы (хоть Фёдоров и перебрался в Москву), а это параметр не только биографический, но и эстетический. А самое главное — самого Хвостенко не зря еще при жизни называли «последним обэриутом». Его стихи, ничуть не будучи эпигонскими, настолько похожи на стихи Введенского, что не заглядывая на конверт диска, порой невозможно отличить, где – чьи.
А еще совершенно невозможно понять, как Федоров умудряется пропевать эти неравномерные, неритмичные в привычном нам смысле слова строки, показывая их внутреннюю красоту и цельность. И не просто пропевать, а органично сочетать со сложными наслоениями ударных, смутными шумами и шорохами непонятного происхождения, чистым звуком свой гитары, волковских струнных (а это не только контрабас, но и изысканная виола-да-гамба) и его же буйного «курехинского» фортепиано.
Если бы Россия была Японией, то 45-летнего Леонида Фёдорова могли бы объявить «Человеком-национальным достоянием», как какого-нибудь танцора буто или актера кабуки. Потому что в последние годы он в одиночку делает практически невозможное: возрождает окончательно, казалось бы, истребленные при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне традиции русских скоморохов. И не столько сценические (здесь он не одинок), сколько поэтические и мелодические. А это совсем не то же самое, что модное в последнее годы «русское этно», обращающееся в первую очередь к деревенскому фольклору. Фёдоров и Волков – люди городские, и их музыка – это музыка большого города и сложных напластований. Из-под изломанных линий петербургского модерна в ней просвечивают классические ампирные фасады, а из-под них выпирает нарядное старорусское узорочье. Но Россия – не Япония. Так что официально Фёдоров и Волков – просто рок-музыкант и джазмен, представляющие свой очередной сайд-проект.

28 декабря, Петербург, клуб "Place", ул. Маршала Говорова, 47, тел. (+7812) 331 96 31
29 декабря, Москва, концертный зал ЦДХ, ул. Крымский Вал, 10/14, тел. (+7495) 238 19 55

Что послушать перед концертом

<«Птица» (1993). Альбом "АукцЫона", ставший классическим. Яркие мелодии, небесно-холодный федоровский вокал, вылизанные до зеркального блеска аранжировки, сюрреалистические тексты. Неудивительно, что после «Птицы» «АукцЫон» не выпускал полноценного «номерного» альбома аж 14 лет: превзойти его очень сложно, а повторять не хотелось.
«Жилец вершин» (1995) «АукцЫон» вместе с Хвостенко поют стихи Велимира Хлебникова. Первое обращение Федорова к «серьезной» поэзии и первая попытка выхода за пределы рок-музыки.
«Лиловый день» (2003). Пожалуй, первый сольник Фёдорова, в котором он нащупал свое уникальное звучание. Как бы небрежная игра на гитаре, как бы кустарная домашняя запись, от которых с ужасом отшатываются форматные радиостанции, но на самом деле все «посторонние» шумы служат одной цели – подчеркнуть уникальный мелодизм, непохожесть и «цепляемость» его песен.
«Безондерс» (2005). Акустический альбом на стихи Александра Введенского – непосредственный предшественник «Романсов», не столько хронологически, сколько музыкально и стилистически. Музыкальное воплощение петербургского мифа – потрескавшийся, но по-прежнему величественный фасад огромной империи, прямые как стрела улицы, по которым носятся ветры мировой революции.

Обсудить в форуме

Назад

TopList Rambler Top 100Rambler's Top100