Александр ТОМАНОВ
журнал "Ваш досуг",
№ 50 (450), 15 декабря 2005 г.
оригинал лежит здесь
Альбом
"Безондерс" - новая совместная
работа Леонида Фёдорова, лидера группы "АукцЫон",
и Владимира Волкова,
ведущего контрабасиста российского джаза, мастера импровизации. Пластинка
будет представлена на сцене ЦДХ.
«Безондерс» переводится с немецкого как «особенно» и
может служить характеристикой всего творческого пути этого альянса.
Сотрудничество Леонида и Владимира началось с проекта Фёдоров-Волков-Курашов,
в котором родился тезис "Зимы не будет",
попавший в народную речь и ставший заголовком газетных публикаций.
Продолжилась работа тандема на альбоме "Таял"
и в программе "Бинладен, Св. Франциск и
конец времени композиторов". Все эти проекты неизменно становились
событиями для русской музыки, и, как полагают эксперты, для русской
культуры.
На презентации «Безондерс» будут продемонстрированы как старые, так
и новые произведения музыкантов, но литературной основой «особенной»
программы Федорова и Волкова станут стихи замечательного обэриута
Александра Введенского. В альбом вошли ранние тексты поэта и последние
произведения, объединенные в «Серую тетрадь». Введенского зачастую
воспринимают как детского поэта. Он действительно писал для детей,
работал вместе с Хармсом в редакции журнала «Чиж и Еж», но его «взрослые»
стихи относятся к лучшим страницам отечественной лирики XX века. Замечательный
бард Алексей Хвостенко считал Введенского
вершиной русской поэзии и в свое время познакомил Федорова с его творчеством.
«Хвост прислал мне стихотворение «Я по улицам ходил...», - рассказывает
Федоров. - Я сразу показал его Дмитрию Озерскому
(автору большинства текстов «Аукцыона») и сказал - смотри, как похоже
на то, что пишешь ты!». Творчество Александра Введенского близко к
тому, что делали Федоров и Озерский и в группе, и соло. В 30-х годах
стихи поэта заинтересовали компетентные органы, его обвинили в том,
что подобные тексты отвлекают трудящихся от строительства коммунизма,
и репрессировали. Но сейчас наследие Введенского медленно возвращается
к нам.
Описывать словами музыку Федорова-Волкова - занятие фактически бессмысленное.
Хитрое плетение инструментальных фраз, сэмплированных фрагментов и
разнообразных музыкальных подложек, использование которых Леонид апробировал
во время записи альбома «Лиловый день», нужно
непременно слышать и чувствовать. Музыканты вплотную подошли к границе,
за которой полистилистика превращается в новый, неведомый стиль, а
полиритмия - в особый танец. В их мелодиях народный дух сплетается
с «аукцыоновскими» интонациями и ложится на постиндустриальное оформление.
Программа звучит, с одной стороны, как продолжение федоровских альбомов,
написанных на стихи Хвостенко, Велимира Хлебникова и Анри Волохонского,
с другой - как выверенная, отдельная, вневременная, глубокая работа.
Оценивать ее можно не торопясь, как полотна больших художников.