"ОСОБЕННАЯ" МУЗЫКА

Александр ТОМАНОВ
журнал "Ваш досуг", № 50 (450), 15 декабря 2005 г.
оригинал лежит здесь

Леонид Фёдоров, Владимир Волков "Безондерс" (P) 2005Альбом "Безондерс" - новая совместная работа Леонида Фёдорова, лидера группы "АукцЫон", и Владимира Волкова, ведущего контрабасиста российского джаза, мастера импровизации. Пластинка будет представлена на сцене ЦДХ.

«Безондерс» переводится с немецкого как «особенно» и может служить характеристикой всего творческого пути этого альянса. Сотрудничество Леонида и Владимира началось с проекта Фёдоров-Волков-Курашов, в котором родился тезис "Зимы не будет", попавший в народную речь и ставший заголовком газетных публикаций. Продолжилась работа тандема на альбоме "Таял" и в программе "Бинладен, Св. Франциск и конец времени композиторов". Все эти проекты неизменно становились событиями для русской музыки, и, как полагают эксперты, для русской культуры.
На презентации «Безондерс» будут продемонстрированы как старые, так и новые произведения музыкантов, но литературной основой «особенной» программы Федорова и Волкова станут стихи замечательного обэриута Александра Введенского. В альбом вошли ранние тексты поэта и последние произведения, объединенные в «Серую тетрадь». Введенского зачастую воспринимают как детского поэта. Он действительно писал для детей, работал вместе с Хармсом в редакции журнала «Чиж и Еж», но его «взрослые» стихи относятся к лучшим страницам отечественной лирики XX века. Замечательный бард Алексей Хвостенко считал Введенского вершиной русской поэзии и в свое время познакомил Федорова с его творчеством.
«Хвост прислал мне стихотворение «Я по улицам ходил...», - рассказывает Федоров. - Я сразу показал его Дмитрию Озерскому (автору большинства текстов «Аукцыона») и сказал - смотри, как похоже на то, что пишешь ты!». Творчество Александра Введенского близко к тому, что делали Федоров и Озерский и в группе, и соло. В 30-х годах стихи поэта заинтересовали компетентные органы, его обвинили в том, что подобные тексты отвлекают трудящихся от строительства коммунизма, и репрессировали. Но сейчас наследие Введенского медленно возвращается к нам.
Описывать словами музыку Федорова-Волкова - занятие фактически бессмысленное. Хитрое плетение инструментальных фраз, сэмплированных фрагментов и разнообразных музыкальных подложек, использование которых Леонид апробировал во время записи альбома «Лиловый день», нужно непременно слышать и чувствовать. Музыканты вплотную подошли к границе, за которой полистилистика превращается в новый, неведомый стиль, а полиритмия - в особый танец. В их мелодиях народный дух сплетается с «аукцыоновскими» интонациями и ложится на постиндустриальное оформление. Программа звучит, с одной стороны, как продолжение федоровских альбомов, написанных на стихи Хвостенко, Велимира Хлебникова и Анри Волохонского, с другой - как выверенная, отдельная, вневременная, глубокая работа. Оценивать ее можно не торопясь, как полотна больших художников.

Обсудить в форуме

[Назад]

TopList Rambler Top 100Rambler's Top100